Компания Colliers Belarus представила анализ ситуации на рынке ритейла с точки зрения активности международных и локальных брендов, а также сценарии развития ситуации на рынке.
Весной 2020 года из-за резкого сокращения трафика в ТРЦ выручки арендаторов значительно упали. В разных категориях это падение было разное. Больше всех потеряли операторы в таких сегментах, как детские центры, общепит (сегмент средний, средний+), кинотеатры, одежда, обувь и фитнес-центры.
Складывалось впечатление, что многие сети на грани закрытия. Однако через несколько месяцев рынок стал восстанавливаться. К тому же владельцы объектов пересмотрели условия аренды, что позволило арендаторам оптимизировать затраты.
Читать также: Как будет развиваться рынок торговой недвижимости Беларуси в 2021-2022 годах
Сегодня картина совсем другая. Не смотря на отсутствие точных данных, можно сказать, что продолжается рост в сегментах недорогой одежды, фастфуда, спорттоварах, косметики и парфюмерии, бытовой химии, ювелирных изделий.
Кинотеатры, детские товары, товары для дома и др. Пока не достигли доковидных показателей 2019 года.
Новые бренды
Для международных ритейлеров рынок Беларуси никогда не являлся приоритетным и их выход был не очень динамичным. Европейские ритейлеры поставили планы по Беларуси в стоп-лист. Российские чаще всего смещают планы на 2022 год.
В ближайшее время рынок ждет прихода таких брендов как: SMYK и Napapijri (по франшизе), «Киберспорт» и SkyCinema.
Уже работающие бренды готовы развиваться как в Минске, так и в регионах, однако для такого развития не хватает торговых центров. Не смотря на достаточно большое количество торговых центров в Беларуси, только около 10 из них удовлетворяют требованиям международных брендов.
Если сравнить количество брендов международных и крупных локальных сетей в Беларуси и других странах, то наша страна значительно отстает как от соседей, так и от развитых европейских стран.
По мнению Дениса Четверикова, управляющего директора и партнёра Colliers Belarus, многие считают, что незначительное количество брендов приводит к тому, что торговые центры имеют одинаковый пул арендаторов, что делает их похожими друг на друга и не позволяет им как-то выделиться и привлечь посетителей.
Однако на развитых рынках пересечение по брендам различных ТРЦ также очень высоко. Так в Москве этот параметр превышает 80%. У нас пересечение составляет 60%, и у владельцев торговых центров есть возможность сформировать привлекательный пул арендаторов.
Также следует помнить, что посетитель уже давно не идет в ТРЦ только за шоппингом. Сегодня важны качество и набор услуг, фудкорт, развлечения и пр.
Тренд на увеличение доли неторговых площадей в ТРЦ продолжает усиливаться. Сейчас уже можно говорить о том, что соотношение выходит на уровень 50/50%.
Три сценария развития ситуации на рынке ритейла
По оценкам компании Colliers, с точки зрения арендных ставок и посещаемости, развитие ритейла в Беларуси может пойти по одному из трех сценариев.
Негативный сценарий произойдет если на рынке случится девальвация, резкое снижение доходов населения и придет очередная волна COVID. Однако эксперты считают его маловероятным. Скорее всего будет наблюдаться плавный рост. Только к концу 2024 года рынок выйдет на показатели 2019 года.