Некоторые белорусские банки ввели ограничения на P2P переводы по счетам, которые привязаны к банковским картам. Ограничения касаются суммы перевода, она не должна превышать 200 BYN или чуть менее $100. При этом количество самих операций не ограничено, сообщает Digital Report.
Первым об ограничениях сообщил «Белгазпромбанк».
По информации издания на такой шаг банки идут, чтобы защитить клиентов от мошенников, которые достаточно ловко используют инструменты социальной инженерии, чтобы получить доступ к банковским переводам.
Так, например, участились звонки клиентам беларусских банков якобы от сотрудников крупных финансовых структур. Буквально на минувшей неделе якобы сотрудники государственного «Беларусбанка» обзванивали клиентов через Viber.
Чуть ранее аналогичные звонки, правда из Эстонии, получали клиенты других коммерческих банков.
Во всех случаях мошенники пытаются узнать личные данные держателя карты и особо интересуются последними операциями и остатком на карт-счетах. Мотивы звонков каждый раз разные. Традиционно мошенники представляются сотрудниками банков, говорят о потерянной карте или попытке оформить кредит на имя человека, которому они звонят. При этом личное обращение по имени происходит на основании информации из Viber или социальных сетей.
В распоряжении Digital Report оказалась запись разговора потенциальной жертвы с мошенником.
Введение ограничений на P2P операции свидетельствует о сложной ситуации в Беларуси с мошенничеством.
Примечательно, что борьба с телефонными «грабителями» ведется в стране уже достаточно долго. Однако, очень редко удается вернуть деньги людям, которые потеряли их в результате телефонного мошенничества. Как правило, клиенты банков сами передают преступникам приватную информацию, включая SMS-коды и ключи доступа к интернет-банку. Это позволяет банкам не рассматривать заявления на компенсацию украденных средств.
В России ситуация аналогичная. Многие банки ведут профилактическую работу с клиентами. Однако мошенники изобретают новые способы выманивания персональных данных.
Александр Николайчук,
руководитель проекта Digital Report прокомментировал ситуация для belretail.by
«Проблема мошенничества с банковскими счетами и картами, на мой взгляд, в Беларуси решается очень медленно. Дело в том, что заинтересованы в решении этой проблемы в первую очередь клиенты банков. Ведь, по сути, перед ними никто не несет никакой ответственности. Банки не компенсируют украденные средства, потому что клиенты сами нарушили правила и выдали данные к интернет-банку мошенникам, включая контрольные SMS. Правоохранители тоже не могут эффективно бороться с этим явлением, ведь деньги уходят за пределы их юрисдикции, а мошенники названивают из Украины, Эстонии и других стран. Самый эффективный способ борьбы — это профилактика, но и он дает сбой, пока людям рассказывают про одни схемы борьбы — мошенники изобретают другие.
В связи с этим ограничение переводов выглядит разумной мерой, которая, впрочем, имеет два конца. Минимальная сумма, которую может потерять клиент банка — 200 BYN. Но этой суммой де-факто будут ограничены все операции, включая легальные. Безусловно, банки по отдельному заявлению могут снять эти ограничения, но изначально клиент может о них не знать или пропустить предупреждение. А значит и попасть в сложную ситуацию при перечислении денег за покупку на барахолке. Любые ограничения - это препятствия для владельца денег, нужно стараться минимизировать меры, которые ведут к сложностям в расчетах. Но тот факт, что в Беларуси такие меры — это выход, говорит об острой актуальности проблемы телефонного мошенничества и применяемых против белорусов приемов социальной инженерии».