Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) на фоне доминирования на рынке автомобилей российской сборки, роста цен на них и ожидаемым дефицитом авто, выступила с предложением вернутся к прямому импорту автомобилей белорусскими импортерами непосредственно от зарубежных автопроизводителей из-за пределов Евразийского экономического союза.
Официальном сообщении БАА говорится, что уровень розничных цен на автомобили российской сборки определялся двумя факторами: ценами российского экспортера для Беларуси и курсом российского рубля по отношению к беларусскому.
Однако вклад этих факторов в течение последних месяцев претерпел существенные изменения. Если в первой половине весны основное давление на цены в Беларуси оказывала импортируемая инфляция, то для конца второго квартала характерна не только стабилизация цен поставщиков, но и достаточно ощутимая дефляция в отрасли, которая является следствием низкого спроса на новые легковые автомобили.
В настоящее время основным фактором, осуществляющим повышающее давление на цены российского импорта, является валютный курс. Укрепление российского рубля к белорусскому с начала года уже превысило 38%. И, к сожалению, эффект переноса текущего валютного курса в цены импортируемых из России автомобилей еще не завершен.
В сложившейся ситуации в наиболее выгодном положении оказались автомобильные дилеры, реализующие автомобили, ввозимые из-за пределов ЕАЭС, а также производимые в Беларуси.
Не исключено, что во втором полугодии существенным фактором давления на уровень цен может стать и дефицит новых легковых автомобилей.
Очевидно, что эффективным решением ограничения роста цен на новые легковые автомобили может являться возврат к прямому импорту автомобилей белорусскими импортерами непосредственно от зарубежных автопроизводителей из-за пределов Евразийского экономического союза. Однако, помимо согласия самих автопроизводителей, это потребует принятия решений в сфере оценки соответствия на национальном уровне.