С начала пандемии в 2020 году популярность маркетплейсов начала расти с невероятной скоростью, в то время как рынок торговой недвижимости ощутил значительный упадок и снижение посещаемости в торговых центрах.
Стоит ли ритейлу переходить в онлайн и что ждет торговые центры в ближайшие годы – рассказал аналитик ООО «Коллиерз Интернешнл Консалтинг» Дмитрий Соловых.
Начнем с итогов 2022 года в сфере розничной торговли: в городе Минске динамика РТО (Розничный товарооборот) составила минус 8% (по всей Республике Беларусь цифра более приятная – всего - 3,7%), непродовольственная группа товаров ушла в минус более значительно – на 11,2%.
По итогам I квартала 2023 года РТО остался в минусе и зафиксировался на уровне - 3,5%. В абсолютных цифрах розничный товарооборот составил 16,6 млрд рублей. Однако отмечена положительная динамика на I квартал 2023 в товарообороте общественного питания, которая составила 109,8% в сопоставимых ценах к уровню I квартала 2022 года, что составило 1,1 млрд рублей в абсолютных цифрах.
Очевидно, падение розничного товарооборота замедлится, есть предпосылки к тому, чтобы со II-го квартала 2023 года динамика вернулась к положительной.
Обнадеживающие прогнозы для ритейла Беларуси радуют, но что же с посещаемостью торговых площадок?
Что касается посещаемости торговых центров за 2022 год, то, например, этот показатель в РФ уменьшился на 25%, на что в значительной мере повлиял уход крупных мировых брендов с российского рынка.
А вот рынок современной крупноформатной торговой недвижимости города Минска оказался более устойчив к происходящим в 2022 году изменениям. В наиболее успешных торговых центрах посещаемость к концу года практически вернулась к уровню доковидного 2019 года.
Как повлиял уход мировых брендов на развитие маркетплейсов?
Онлайн-продажи на конец 2022 года выросли на 9,2%. Хотя прогнозируемый прирост был значительно выше. Среди лидеров продаж можно выделить следующие категории – одежда (14,2%), обувь (6%), компьютеры (4,2%), игры и игрушки (3,6%) и бытовые электротовары (3,5%).
Но, все ли так радужно с продажами на маркетплейсах?
С уходом западных брендов прирост продавцов маркетплейсов увеличился, с ним увеличилась и конкуренция на площадках онлайн-торговли, а также усложнилась работа для продавцов. Сегодня перед компаниями встает череда вопросов, которые необходимо им решить, прежде чем разместиться на маркетплейсе. Это и проведение анализа о наиболее востребованных товарах, определение способов публикации листингов, форматов работы с каталогами на площадке, организация работы с заказами – обработка, упаковка, отправка, доставка, работа с отзывами на платформах. Выдержать конкуренцию способны далеко не многие и размер операционных расходов на реализацию процесса онлайн-продаж значительно увеличился.
В апреле 2023 года в Москве прошла выставка NatMallExpo, которая собрала под своим крылом крупные бренды из мира ритейла и представителей торговых центров со всего СНГ. Представители ООО «Коллиерз Интернешнл Консалтинг» также побывали на данной выставке, посетив конференции со спикерами из мира ритейла и, главная мысль, о которой в голос говорили ритейлеры – это то, что оффлайн продажи не исчезают и не уходят преимущественно в сторону маркетплейсов и онлайн-платформ. Это история про синергию разных площадок и их взаимодействие для повышения продаж, лояльности к бренду, и увеличения LTV от покупателей. (LTV (Lifetime Value) — это прибыль, которую приносит вам пользователь за всё время работы с ним). Крупные бренды говорят о важности взаимодействия источников реализации между собой. Что же касается торговых центров, то их задача смещать акцент в сторону развлечений.
Что происходит на рынке торговых центров Минска и каковы прогнозы?
Структура торговых центров в Минске, как раз стала все больше соответствовать мировым тенденциям развития: снижается доля гипермаркетов и магазинов электроники и бытовой техники (минус 4 п.п. за год), растет доля объектов общественного питания, досуга и развлечений (годовой рост 5 п.п). Из этого следует, что торговые центры трансформируются из «места для покупок» в «пространства для досуга и увлекательного времяпрепровождения», что никакой маркетплейс предоставить не может. Так развлекательная составляющая в столице Беларуси пополнилась ледовым катком в ТРЦ DiaMond City, кинопространством Moon и «Синемариум» в ТРЦ Palazzo, заработал фудмолл «Конкорс» в ТРЦ Galileo, а в ТРЦ «Титан» заработал музей популярной науки «Квантум».
Строящиеся торговые центры также учитывают сложившуюся тенденцию. Так, строящийся возле станции метро «Партизанская» МФК PRIZMA заявляет в своем инстаграм (Instagram.com/prizmaminsk), что создаст для жителей города семейный активити-парк с лабиринтами, развлечениями для всей семьи, комнатами для проведения дней рождений, собственным кафе с большой зоной посадки и кинотеатром на несколько залов. Площадь данного пространства займет примерно 4000 кв. м., что составляет практически 20% от общей площади ТРЦ и это, не учитывая зоны фудкорта и ресторанных двориков по всему ТРЦ.
А вот торговые центры, не отвечающие современным тенденциям, постепенно «вымирают» вместе со своими арендаторами, уступая место объектам, соответствующим современным тенденциям.»
Исходя из сложившейся ситуации на рынке можно сделать однозначный вывод, что рынок маркетплейсов безусловно будет развиваться и расти дальше, но не станет заменой оффлайн-продажам, а лишь подтолкнет девелоперов к трансформациям и улучшению торговых площадок, уровню сервиса и услуг. А при грамотном управлении потоком продаж и их источниками, можно лишь повышать LTV, средний чек и объем валовой прибыли.