По оценке маркетплейса Deal.by, в 2017-м году товарооборот товаров и услуг в электронной коммерции Беларуси вырос на 25%. В конце года объем проданных товаров и услуг в интернете превысил $450-500 млн.
Что касается самого Deal.by, то в 2017-м году белорусы потратили на маркетплейсе 66 млн рублей или $32,5 млн, что на 23% больше, чем годом раньше. Средний чек «потяжелел» на 23% и составил 133 рубля.
Чаще всего на Deal.by заказывали товары для дома и сада, технику и электронику, товары для детей, одежду, обувь и аксессуары и товары для красоты и здоровья.
Больше всего за год выросли продажи товаров для бизнеса (сырья и материалов) (+71%) и подарков, товаров для хобби и книг (+24%).
В наступившем году драйверами интернет-торговли станут одежда, еда, товары для красоты и здоровья, а также товары для детей и животных. Кроме этого, беларусы будут активно покупать онлайн-товары для бизнеса.
Главными сдерживающими факторами для рынка остаются платежи и доставка. В 2017-м году 52% покупок на маркетплейсе Deal.by были оплачены наличными и только 7% картами. Нелюбовь беларусов к онлайн-оплатам ограничивает развитие операторов онлайн-платежей и служб доставки, которые из-за запрета на прием платежей третьими лицами не имеют права принимать наличные от покупателей. В такой ситуации операторы онлайн-платежей и службы доставки не заинтересованы конкурировать за внимание интернет-магазинов, что отражается на качестве услуг, которые те предоставляют покупателям.
В 2018-м году конкуренция среди интернет-магазинов усилится, и те, кто захочет остаться на рынке, будут вынуждены предоставлять услуги более высокого качества. Рынок от этого выиграет: сервис станет лучше, и беларусы будут не только выбирать, но и расплачиваться за товары в сети. Подтянутся и службы доставки. В новом году Нацбанк может устранить последний законодательный рубеж для роста e-commerce – разрешить прием платежей в пользу третьих лиц. Соответствующий документ сейчас находится в разработке.