В 2015 году в Минске планируется открытие 12 новых торгово-развлекательных центров. Общая торговая площадь данного формата увеличится более, чем на 210 тыс. кв. и приблизится к среднеевропейскому показателю — 700 кв. м на 1000 жителей (для сравнения в Варшаве — 779 кв.м, Праге — 750 кв. м, Париже — 860 кв. м).
Однако, некоторые эксперты отмечают, что этим амбициозным планам не суждено сбыться из-за изменения экономических условий. Несколько крупных фэшн-операторов, приход которых был анонсирован в связи с открытием новых ТРЦ, пока отложили свой приход в Беларусь на неопределенный срок.
В феврале 2015 года компанией МАСМИ было проведено исследование по изучению востребованности торгово-развлекательных центров в Минске и областных центрах Беларуси. Представляем Вам часть результатов данного исследования, которое было представлено участникам конференции «ТРТ-2015».
Более половины жителей Минска и областных центров посещают торгово-развлекательные центры 2-3 раза в месяц. При этом примерно треть минчан и жителей областных городов являются постоянными посетителями ТРЦ (бывают в них каждую неделю).
Наиболее посещаемые ТРЦ Минска — «Столица», «Экспобел», «Замок», «Галилео», «Корона».
Минчане в среднем проводят больше времени в ТРЦ, чем жители областных городов. Например, более половины посетителей (57,2%) ТРЦ в Минске проводят там более 1 часа. В то время, как в областных центрах столько времени тратит на посещение ТРЦ только примерно каждый третий опрошенный (34,3%).
По уровню затрат на одно посещение ТРЦ жители Минска несколько опережают жителей областных центров: от 800 тыс. до 1 млн — тратят почти 15% минчан (в областных центрах — 10,2%), от 1 млн. до 1,5 млн — 7,2% (по сравнению с 4,5 — в областным центрах), более 1,5 млн. — 5,3% (в областных центрах – менее 1% покупателей). Более высокие затраты минчан связаны не только с более высокими доходами, но также и с более широкими возможностями, которые предоставляют ТРЦ в Минске — широкий выбор магазинов, фудкорт, развлечения для детей и взрослых.
Для жителей Минска и областных центром ключевым критерием при выборе ТРЦ для посещения является его месторасположение. Также крайне важным для горожан является ценовой фактор: приемлемые цены, наличие скидок и акций. Для жителей Минска в большей степени, чем для жителей областных городов играют роль такие факторы, как определенные торговые марки/магазины, представленные в ТРЦ (покупатели едут за определенной маркой/брендом либо в определенный магазин). Также для минчан в большей степени фактором притяжения в торговые центры являются развлечения, в том числе детские центры и развлечения для детей.
МАСМИ (Международное агентство социальных и маркетинговых исследований) работает на рынке Беларуси более 15 лет. По результатам независимых исследований МАСМИ является лидером белорусского рынка в данной области.