Тренды розничного рынка в Беларуси и мире

31.03.2016
Тренды розничного рынка в Беларуси и мире
Все рекламные возможности портала belretail.by

На прошедшей недавно 9–й международной конференции «Технологии розничной торгвли», ключевым спикером был Steve Winham, генеральный директор крупнейшей сети на Балканах Neptun Serbia. Стив рассказал об основных трендах на рынке розничной торговли, о многоканальности и о применении принципов 6P для возрождения проблемных ритейлеров.

Steve Winham

Старший отраслевой эксперт по розничной торговле «Европейского банка реконструкции и развития», Великобритания, г. Лондон

Профессиональный опыт

2012–2013 гг. — генеральный директор сети Neptun Serbia (входит в Neptun International, является крупнейшей непродуктовой розничной сетью на Балканах, входит в Balfin Group, одну из крупнейших частных бизнес групп на Балканах с годовым оборотом в 500 млн. евро).

В своем выступлении Стив акцентировал внимание участников на том, что белорусским ритейлерам необходимо следить за теми тенденциями, которые наблюдаются на других более развитых и конкурентных рынках.

Кроме того, по его мнению, очень важно в трудные времена придерживаться фундаментальных основ розничного бизнеса, что позволит ритейлерам перейти от «режима выживания» к долгосрочной стратегии развития.

Основные вызовы, с которыми сталкивается розница в Беларуси

Падение потребительской активности и покупательской способности при среднестатистическом ежемесячном доходе $300. В этих условиях ритейлеры чрезмерно фокусируются на ценовых предложениях и акциях. Однако скидки и снижение цен не позволяют развивать бизнес и необходимо искать новые подходы и инструменты.

Годовой розничный оборот в Беларуси составляет $25 млрд. Примерно половина этого оборота приходится на продовольственную розницу.

Мировые тенденции, которые влияют на рынок ритейла

- игроки, которые ориентируются на целевые группы потребителей с высоким доходом и низким доходом чувствуют себя хорошо: в Великобритании Waitrose & John Lewis (высокий сегмент), Lidl и Aldi (низкий сегмент) чувствуют себя отлично,

- специализация на группы со средним доходом не позволяет ритейлерам развивать бизнес: Kohls, Sears, Best Buy and JC борютя за выживание, JC Penney давно объявил распродажу товаров за один цент, Macy’s и Walmart начинают закрыватьмагазины, у Tesco, JS Sainsburys, Morrisons сейчас непростые времена.

- крупные торговые центры теряют популярность из-за влияния интернета, потребители используют оффлайн-магазины, чтобы потрогать товар, а покупают в интернете: за последний год в США не было реализовано ни одного крупного проекта по строительству нового торгового центра,

- потребитель постепенно перестает верить в концепцию Outlet.

Многоканальность +/- (тотальное присутствие или Omni-channel)

Роль многоканальности сегодня возрастает не только в ритейле, но и в B2B-сфере.  Согласно определению, Оmni-channel — это подход к торговле, подразумевающий одновременное использование всех физических (оффлайн) и цифровых (онлайн) каналов коммуникаций и предполагающий инновационную возможность полностью прослеживать путь клиента.

Omni происходит от латинского omnibus («для всех»), а под каналами в данном случае понимаются все способы взаимодействия потребителей с брендом.

Omni-channel — подход, принципами которого являются цельность и согласованность пользовательского опыта.

Главное его преимущество заключается в том, что пользователи свободно переключаются между каналами, например, мобильным устройством, ноутбуком, социальными сетями и офф-лайновым магазином.

Тренды Omni-channel

  • связь с клиентом на всех уровнях (посмотреть онлайн, пообщаться через колл-центр, приехать в магазин),
  • шоуруминг,
  • сравнение цен в магазине,
  • охота на ваучеры/скидки в магазинах,
  • мобильные приложения дают лояльность и продажи (клиенты Walmart, покупающие через мобильные приложения, тратят на 40% больше, чем обычные покупатели в магазине),
  • весь рост в рознице на западных рынках и в США происходит через онлайн каналы,
  • на труднодоступности теряются миллиарды,
  • сложно прогнозировать возвраты,
  • темпы роста онлайн продаж 2014/15: Европа 18,4%; США 22%; Канада 16%,
  • revers showrooming (Заказы онлайн + самовывоз) показывает самый быстрый рост,
  • синергия кросс-форматного брендинга.

 

Наибольший рост онлайн-продаж наблюдается  в категориях «Электроника» (77%), «Одежда» (76%) и «Услуги» (76%). Самый высокий % онлайн-покупок в Китае, самый низкий — в ЮАР и Нигерии.

Динамика роста онлайн-продаж в мире по странам в наиболее популярных категориях за последние 3 месяца

 Динамика роста онлайн-продаж в мире по странам в наиболее популярных категориях за последние 3 месяца

ИТОГО:

  • по исследованию Mastercard многоканальные покупатели предпочитаю ценность, опыт, и удобство программам лояльности,
  • 50% розничных продаж в США осуществляются онлайн либо затронуты онлайн каналами,
  • успешные компании жёстко привязывают онлайн продажи к физическим точка продаж (например, сети ювелирных магазинов). При этом просмотры онлайн помогают прогнозировать спрос и управлять запасами,
  • продажи онлайн означают, что конкуренты стали ещё ближе,
  • скоро многоканальность будет интегрирована во все каналы розничного бизнеса.

Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: