Основным результатом 2021 года на рынке торговых центров Республики Беларусь является то, что за год не ввелось ни одного объекта. Однако в ближайшие годы прирост новых площадей может выйти на уровень 2014-2016 годов.
Сегодняшняя ситуация стала результатом эволюции рынка коммерческой недвижимости в Беларуси, которая началась в 2020 году с приходом пандемии.
Иакий оценку и прогнозы высказал управляющий директор и партнер Colliers Belarus Денис Четвериков на недавно прошедшей конференции Retail & Developer Forum.
В прошлом году на рынке было введено ряд не очень крупных объектов. Однако по GLA сегмент прирос на 71,5 тыс. кв.м. Это почти на 20 тыс. больше, чем в 2019 году.
В 2022 году ожидается ввод двух объектов суммарной площадью 55 тыс. кв.м: ТЦ Green Time 23 тыс. и ТЦ Minsk City Mall (32 тыс.).
В будущем динамика должна восстановиться и рост выйдет на трехзначные цифры по объему площадей.
Объекты, которые призваны обеспечить динамику в 2023-2025 годах
ТРЦ «Сигма» |
62 397, в т.ч ТРЦ 23 000 кв.м GLA |
МФК на месте бывшего Червенского рынка |
63 000, в т.ч. ТРЦ 35 000 кв.м GLA |
МФК «Гудвил» |
11 700, в т.ч. ТЦ 6 100 кв.м GLA |
ТРЦ «Мара Молл» |
90 000 кв.м GLA |
ТРЦ «Панорама» |
127 000, в т.ч. ТРЦ 55 000 кв.м GBA |
ТРЦ «Мега Парк» |
37 700 кв. м GLA |
ТЦ «Галерея Сеница» |
28 599 кв.м GLA |
ТРЦ Minsk Magnet |
40 000 кв.м GLA |
Если все эти объекты будут введены, то рынок прирастет почти на 500 тыс. кв.м и достигнет 2 млн кв.м.
Более половины работающих в Беларуси торговых центров уже достигли своего пика и требуют реконцепции. Некоторые уже начали этот процесс, а некоторые уже заканчивают.
Жизненный цикл беларусских ТРЦ
Международные бренды в Беларуси
Если посмотреть на динамику выхода на рынок международных брендов, здесь наблюдаются положительные тенденции. Активное открытие магазинов ритейлеров началось с 2015 года, когда в Минске уже было открыто несколько современных торговых центров.
Если сравнить количество брендов международных и крупных локальных сетей в Беларуси и других странах, то наша страна значительно отстает как от соседей, так и от развитых европейских стран.
Для международных ритейлеров рынок Беларуси никогда не являлся приоритетным и их выход был не очень динамичным. В этом году европейские ритейлеры поставили планы по Беларуси в стоп-лист. Российские чаще всего смещают планы на 2022 год.
Читать также: Беларусь остается аутсайдером по количеству международных брендов в ритейле
Тем не менее одним из наиболее заметных событий стало открытие в июле этого года первого супермаркета крупной российской парфюмерной сети «Золотое Яблоко».
По информации компании Colliers Belarus, в ближайшее время рынок ждет прихода таких брендов как SMYK и Napapijri (по франшизе), «Киберспорт», SkyCinema и др.
Другие тенденции, которые будут наблюдаться в сегменте торговых центров
- Продуктовые гипермаркеты в ТРЦ теряют привлекательность среди посетителей и уже не являются «якорями».
- Торговые центры будут превращаться из торговых в развлекательные, общественно-досуговые, спортивные, и лишь в какой-то части торговые. Зона и количество fashion-ритейлеров будет сокращаться — 40-50% площадей будут отдаваться под досуговые и развлекательные зоны, новые food-концепции, рестораны и fashion-пространства.
- Для посетителей важен комфорт и удобство: подъездные пути, парковка, пребывание на территории ТЦ, наличие допсервисов.
- Основным принципом формирования арендных ставок станет процент с оборота. Уже сейчас многие перешли на эту схему.
- С развитием онлайна в торговых центрах будут открываться пункты выдачи онлайн-заказов, постоматы и другие сервисы, связанные с онлайн-ритейлом.