Согласно данным исследования BEROC «Семейная политика в условиях «нерождаемости», демографическое развитие Беларуси сейчас происходит по негативному сценарию: естественная убыль населения продолжается уже почти 30 лет, а пандемия COVID‑19 привела к скачку смертности от коронавирусной инфекции и ее осложнений, что ускорило процесс депопуляции.
Эксперты BEROC отмечают, что снижение численности населения в Беларуси началось в 1990‑е годы. Это было связано как с общей динамикой воспроизводства населения, характерного для стран в состоянии второго демографического перехода, так и локальными особенностями естественного движения населения в Беларуси.
В начале естественная убыль населения происходила как за счёт роста смертности, так и за счёт снижения рождаемости. Значимый рост рождаемости в 2011-2016 гг. позволил компенсировать потери от смертности и затормозить процесс депопуляции. Однако последующее сокращение рождаемости и увеличение смертности в результате пандемии Covid‑19 сделали процесс депопуляции практически необратимым, а отсутствие официальной статистики рождаемости и смертности – ещё и слабо измеримым.
Естественное движение населения Беларуси в 1975–2021 гг., тыс. человек
В сложившейся ситуации демографического кризиса набор инструментов воздействия на процессы воспроизводства населения существенно ограничен. Основным ресурсом для компенсации естественной убыли населения является рождаемость.
В Европейских странах убыль населения компенсируется за счет мигрантов, однако для Беларуси данный инструмент пока не работает.
Вклад рождаемости, смертности и миграционного сальдо в прирост населения, процентных пунктов в 1975–2021 гг.
В последние годы рождаемость стабильно снижается как в силу фундаментальных причин (сокращение численности женщин в репродуктивном возрасте), так и под влиянием других факторов, в том числе связанных с возросшей под влиянием внутренних и внешних шоков неопределённостью.
Отложенная рождаемость, сжатие календаря рождений, миграционный отток усугубляют снижение рождаемости и влияют на режим воспроизводства в целом. Конъюнктурные изменения рождаемости (рост за счет мер поддержки в 2007-2016 гг., снижение под воздействием текущих шоков) нарушают процесс естественного замещения поколений и создают риски для будущего демографического развития страны.
Государственная поддержка семей с детьми оказывает серьезное воздействие на решение о рождении детей. Однако действующая модель патерналистской семейной политики имела ограниченный период демографической эффективности, который закончился в 2016 году.
Возможные изменения семейной политики могут при вести к позитивным изменениям (прекращение спада и последующая стабилизация показателей рождаемости) в случае трансформации существующей модели в сторону Семейная политика в условиях «нерождаемости».