Несмотря на сложные экономические условия, совокупные поступления 250 крупнейших ритейлеров мира составили в предыдущем финансовом году $4,3 трлн. В сравнения с предыдущим годом, рост доходов составил 4,9%.
Как и в предыдущем году, розничные сети обязаны этим в основном благодаря расширению своей экспансии на развивающихся рынках. Как видно из последнего ежегодного доклада «Мировой сектор розничной торговли 2014 года», подготовленного консалтинговой фирмой Deloitte, лидерами в этом секторе остаются американский гигант Wal-Mart и крупнейший продавец электронной коммерции в мире Amazon.com.
Увеличение выручки на 4,9% ясно указывает на то, что ситуация у крупных компаний розничной торговли стабильная. Годом ранее увеличение доходов было зафиксировано на отметке 5,1%. Согласно отчету, средний рост на протяжении 2007-2012 гг. составил 4,6%. Чтобы быть в списке ТОП-250, компаниям необходимо было за финансовый год достигнуть доходов по крайней мере в 3,8 млрд. долларов, а средний показатель одной компании составил бы $17 млрд.
По мнению экспертов компании Deloitte, начало прошлого года было трудным периодом для мировой индустрии розничной торговли. Тем не менее, большинство компаний смогли справиться с кризисом, так что почти 80% среди 250 крупнейших компаний сообщили об увеличении доходов от розничных продаж. Тем не менее, для некоторых фирм, чтобы поддерживать хорошие финансовые результаты, пришлось избавиться от части инвестиций.
Ситуация с продажей некоторых активов привела к перестановке среди 10 крупнейших ритейлеров в мире. В то время как Wal-Mart укрепил свои лидирующие позиции, Carrefour (ранее второй по величине ритейлер в мире) опустился на четвертое место. Это было связано с сокращением доходов от продаж в последние годы, в основном за счет сокращения сети магазинов Dia в июле 2011 года. Tesco, который в этом году поднялся на второе место, также ощутил последствия закрытия бизнеса сети Fresh & Easy в Соединенных Штатах. В нашей части Европы Metro Group продала сеть Real французскому Auchan. На третье месте с шестого переместилась американская компания Costco Wholesale Corporation.
В 2012 финансовом году 10 крупнейших розничных торговцев в мире увеличивали свои доходы медленнее, чем вся топ- 250 и зафиксировали рост своей выручки на отметке в 4,2%.
В течение этого периода розничная торговля развивающихся рынков продолжает пользоваться высоким внутренним спросом. В отличие от компаний, которые боролись с нестабильной экономической ситуацией на развитых рынках, сети, работающие в развивающихся рынках, продолжили свой быстрый рост. На эти рынки приходится более половины (26 из первых 50) наиболее быстро растущих розничных сетей в мире. Это четыре крупнейшие российские компании, шесть из семи розничных сетей из Африки и Ближнего Востока и шесть из девяти компаний, базирующихся в странах Латинской Америки.
Ритейлеры из стран Южной Америки, где выручка выросла почти на 15%, опередили рост потребительского сектора компаний из региона Африки и Ближнего Востока (13,5%). Компании эффективно меняют свои стратегии таким образом, чтобы быть в состоянии удовлетворить, в первую очередь, потребителей среднего класса в развивающихся странах, которые характеризуются высоким спросом на потребительские товары, начиная от автомобилей и электроники и заканчивая косметикой.
Уже второй год подряд европейские ритейлеры ощущают трудности по сбыту своей продукции в еврорегионе, вызванными введением мер жесткой экономии для предотвращения кредитного кризиса в еврозоне. Это привело к низким ростам дивидендов и высокому уровню безработицы во многих европейских странах.
Среди 250 крупнейших ритейлеров в мире прогнозируемую выручку не удалось получить компаниям из Германии и Великобритании. Неудивительно, что источники роста своих доходов они искали на зарубежных рынках, где работает до 80% их представительств. Европейские компании работают в среднем в 15 зарубежных странах и 40% их доходов поступает из-за пределов внутреннего рынка, а весь список TOП-250 имеет почти четверть доходов с зарубежных рынков.
Как и в предыдущем году, сектор FMCG был представлен более чем 50% всех заявленых в списке ритейлеров. Этот сектор по темпам роста доходов (5,3%) опережает fashion-ритейл и промышленный сектор, доказывая, что он является наиболее устойчивым к изменениям в экономике и колебаниям потребительского спроса. Это не отменяет тот факт, что до сих пор самым прибыльным среди коммерческих отделов является fashion-ритейл, средняя рентабельность которого по чистой прибыли составила 7,4%, что более чем в два раза больше, чем во всей верхушке ТОП-250.
Ввиду возрастающего значения электронной коммерции, впервые в докладе Deloitte обнародован рейтинг 50 крупнейших в мире интернет-магазинов. Более чем три четверти из них одновременно находятся и в группе 250 крупнейших ритейлеров мира. Большинство из 50 крупнейших интернет-магазинов базируются в Соединенных Штатах (28) и Европе (17), только пять компаний в этой отрасли походят из развивающихся рынков. Лидером в этом рейтинге является американская фирма Amazon.com, которая откроет в ближайшее время в Польше три логистических центра.
«Увеличение онлайн-продаж больше всех было отмечено среди предприятий розничной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, а менее всего у компаний Северной Америки. 53 компании из списка ТОП-250 вообще не совершают продажи он-лайн. Они в основном представляют пищевую промышленность.