Реализовывать товар на маркетплейсах – задача не из простых, не получится просто привезти товар и ждать прибыли. Вадим Малобицкий, руководитель проектов компании «Первый Бит» по автоматизации бизнес-процессов, рассказал об основных принципах работы на маркетплейсе, которые должны стать неотъемлемой частью рутины любого селлера, который нацелен на успешные продажи.
1. Знать своих основных конкурентов и их преимущества
Любой бизнес всегда подразумевает наличие конкуренции. Информация о конкурентах – ценный ресурс, который позволит эффективно выстроить свою собственную стратегию продаж. Конкурентов можно найти в поиске и категоризаторе, далее проанализировать, у кого ниже стоимость, кто выше по рейтингу, по популярности. По крайней мере, свой топ-10 конкурентов знать стоит. Оптимально составить сводный анализ по конкурентам, обязательные поля для заполнения: дизайн карточки, цена, заголовок, описание, количество и качество заполненных характеристик о товаре, отзывы (как положительные, так и отрицательные). Также важно в такой сравнительный анализ добавить свою карточку товара и сопоставить её по всем параметрам с конкурентами. Многие выводы по определению дальнейшей стратегии после заполнения такой таблицы уже придут сами собой.
2. Анализировать продажи, отслеживать периоды роста и спада спроса
Во-первых, аналитика по продажам позволяет понимать эффективность проведения акций, рекламных компаний. А, во-вторых, подобная аналитика важна, чтобы обеспечивать бесперебойную поставку товара. Например, в сезон (в период праздников) легко «порваться», если не брать в расчет данные по предыдущему года для ориентира.
3. Следить за репутацией
Неотъемлемая часть слагаемого успеха селлера – умение работать с отзывами. В том числе, следите, как работают с отзывами ваши конкуренты, какие проблемы чаще всего случаются у их покупателей, а что им, напротив, нравится у этого селлера. Такого рода аналитика в некоторых случаях позволит вам принять превентивные меры, чтобы какие-то неприятные ситуации не повторились и в вашем случае. Что же касается, собственной тактики ведения работы с отзывами, то важно уделять внимания как позитивным комментариям (таким образом, вы сохраняете лояльность своих текущих покупателей), так и негативных. Вне зависимости от эмоциональности и справедливости отзыва не обвиняйте покупателя, не допускайте пассивной агрессии. Оптимально попробовать решить проблему, либо аргументированной формулировкой, либо реальными действиями (если проблема этого требует). Самое главное, в работе с отзывами – оперативность. Своевременная реакция и урегулирование проблемы помогают селлеру сохранить рейтинги.
Безусловно, все рутинные операции по сбору информации по работе с маркетплейсом по началу можно осуществлять и в ручном режиме. Но когда селлер занимается продажами на нескольких маркетплейсах одновременно – это становится слишком трудозатратно. В подобной ситуации вполне эффективным решением будет задействовать инструменты CRM-системы. Среди селлеров Беларуси, использующих CRM-систему для таких целей, самой популярной является Битрикс24.
Как CRM-система помогает работать с маркетплейсами:
1. Собирает информацию по всем маркетплейсам на единой платформе. CRM-система способна объединить несколько каналов сбыта в едином пространстве. Как результат – видимость полной картины продаж. Особенно это актуально, когда селлер занимается продажами на нескольких площадках: ему становится проще контролировать статусы заказов, наличие товаров, легче проверить аналитику как общую, так и по каждой площадке в отдельности. Вместе с тем, благодаря сводной аналитике, CRM-система позволит собрать полную информацию о портрете целевой аудитории: основной спрос, отзывы, жалобы. Применение этого инструмента позволит селлеру лучше понимать свою целевую аудиторию и оптимизировать стратегию продаж, в том числе, эффективно провести маркетинговые акции.
2. Служит инструментом анализа продаж. С помощью CRM-системы возможно оперативно отслеживать динамику продаж на каждом маркетплейсе, чтобы обеспечить бесперебойную поставку товара. Например, чтобы оценить, сколько товара понадобится в сезон (допустим, в период праздников), можно посмотреть данные за прошлый год и, таким образом, оценить ориентировочное количество.
3. Упрощает работу с карточкой товара. Через CRM-систему можно:
- Управлять карточкой товара: добавлять, удалять, редактировать.
- Контролировать статус заказов, их поступление.
- Отслеживать наличие товаров, пополнять складские запасы.
- Управлять ценами.
- Оперативно реагировать на вопросы, отзывы и жалобы клиентов.
Как подключить CRM-систему к маркетплейсам:
Чтобы использовать инструменты CRM-системы её нужно подключать к магазинам селлера на маркетплейсах. Данная связь называется интеграцией. Для этого в «маркете» CRM скачивается модуль для интеграции маркетплейсов. После этого настраивается синхронизация, после которой все заказы будут попадать в CRM. Далее уже настраивается аналитика и бизнес-процессы для автоматизации продаж.