Сегодня маркетплейс Ozon является одним из наиболее успешных на пространстве СНГ. С 2020 года он развивает маркетинговую модель доставки товаров в пункты выдачи заказов. Ее старт совпал с пандемией, и это лишь подстегнуло продажи и расширение сети. В начале 2021-го площадка пришла в Беларусь и уже имеет почти 240 брендированных точек. Belretail.by узнал, что получают местные предприниматели при заключении франчайзингового договора.
Во время пандемии продажи Ozon выросли практически втрое. Этому во многом способствовали ограничительные меры. Люди оценили удобство онлайн-покупок, когда можно заказать практически любую вещь, не выходя из дома. У жителей небольших городов были и другие аргументы. Например, возможность купить то, что в имеющихся в населенном пункте магазинах вообще не представлено.
Читать также: Ozon в 3 раза увеличит сеть пунктов выдачи заказов и запустит рассрочку для покупателей в Беларуси
При этом в восьми из десяти случаев люди забирают товары сами — в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). Сегодня сеть ПВЗ Ozon насчитывает уже больше 30 тысяч таких точек в России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Армении. Все они имеют единый график работы — с девяти утра до девяти вечера и без выходных. Человеку гораздо проще самому подойти в удобное время за своей посылкой, например, забежать в обеденный перерыв или по дороге домой. А для местных предпринимателей это возможность заработать, открыв свой пункт выдачи заказов. От чего зависит доходность ПВЗ, попробуем разобраться.
Стартовый пакет для владельцев новых ПВЗ
Ozon помогает предпринимателям уже с момента, когда они только задумываются об открытии ПВЗ. На сайте площадки есть виртуальный помощник. Он подсвечивает на карте наиболее удачные места для запуска новой точки с точки зрения численности населения и сумм денежных выплат.
Для владельцев новых ПВЗ действует обновленная программа гарантированной поддержки. Маркетплейс на протяжении первого полугодия ежемесячно выплачивает определенные суммы на раскрутку — в российских рублях с конвертацией в белорусские рубли по курсу Нацбанка, поэтому расчеты будут в этой валюте. В общей сложности можно получить до 1,2 млн российских рублей. Конечный размер зависит от размера поселения. В Минске, например, это до 200 000 российских рублей каждый месяц, скажем, в Могилеве, Витебске и других областных центрах — до 150 000, в городах с численностью жителей до 10 тысяч — 120 000, с меньшим количеством — до 90 000.
Плюс реклама и продвижение. Это тоже Ozon берет на себя. Также пакет включает в себя вывеску, раздаточные материалы, таблички, стикеры, материалы и трафареты для косметического ремонта. Наибольший объем здесь возможен по тарифу «Максимум бренда», но и тогда размеры помещения должны быть от 25 кв. метров, а расположение — рядом с формирующими трафик объектами: жилыми многоэтажками, торговыми центрами, школами и т.д.
Расходы и доходы владельцев ПВЗ
Средняя стоимость расходов на открытие ПВЗ по франшизе составляет около от 3,6 до 15 тысяч белорусских рублей (усредненные данные, по мнению владельцев ПВЗ и с учетом стоимости мебели и ортгехники на сайтах объявлений Беларуси). Сюда входят затраты на аренду с залогом на месяц, косметический ремонт, мебель (для экономии можно покупать подержанную), компьютер со сканером штрих-кодов, принтер, камеры, онлайн-касса. Сюда нужно прибавить расходы на зарплату персоналу, потому что одному человеку с девяти до девяти без выходных работать все же сложно. Без помощников не обойтись. Либо привлекать близких, если это семейный бизнес.
Франчайзи Ozon может стать только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Считаем налоги и расходы на обслуживание кассы.
Теперь о прибыли. Основной доход партнера — вознаграждение за оборот. По тарифу «Максимум бренда» это 4,4%. Плюс 90 000 – 200 000 руб. по программе поддержки от Ozon. Дополнительный доход возможен, если партнер будет сотрудничать с курьерскими службами, принимать товары на отправку от местных продавцов, доставлять посылки в постаматы.
Свой ПВЗ: сложности
Как правило, на окупаемость ПВЗ выходит уже за полгода — год. Местоположения крайне важно, и этот фактор нужно учитывать в первую очередь. Гораздо быстрее ПВЗ начнет приносить прибыль, если эта точка удобна для покупателей, в радиусе 2 км нет другого работающего пункта Ozon, большой поток людей и т.д.
Вторая сложность заключается в подборе сотрудников, которые будут оперативно выдавать заказ, уметь вести документооборот и грамотно общаться с клиентами. Нельзя исключать текучку кадров в данной сфере и то, что не всегда сразу же удается найти ответственных работников. Сильно экономить на зарплатах тут нельзя.
Имеет значение клиентоориентированность. Цель — чтобы покупатель вернулся и привел с собой друга, а тот — еще друга. Плюс можно подгадать открытие под крупные акции или праздники, на которые приходится пик сделок. Например, распродажа 11 ноября или Новый год.
Три слагаемых успеха ПВЗ
Онлайн-торговля — ниша перспективная и быстрорастущая. Ozon расширяет географию, увеличивается количество продавцов, товаров и покупателей. Если подойти к делу с умом, ПВЗ будет приносить реальный доход, достаточный для того, чтобы бизнес масштабировался.
Три слагаемых успеха — это грамотный выбор локации, правильный выбор персонала и, конечно, желание расти и развиваться вместе с Ozon.