Что изменится в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания»

28.09.2022
Что изменится в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания»
Все рекламные возможности портала belretail.by

Сейчас на рассмотрении в Правительстве находится проект изменений в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Крайняя редакция данного нормативного акта была принята в июле прошлого года.

Что изменится и почему вознкла необходимость в таких изменениях выяснило издание «Республика».

СОГЛАСНО ДОКТРИНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДОЛИ БЕЛОРУССКИХ ПРОДТОВАРОВ В РОЗНИЦЕ ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 85%.

Внесение корректировок связано с необходимостью унифицировать законодательство в области торговли между Беларусью и Россией для выполнения подписанных дорожных карт Союзного государства. Среди других причин — поступательное снижение нагрузки на бизнес, а также поступившие в адрес МАРТ предложения со стороны участников рынка:

  1. Предлагается исключить из закона такие понятия, как «крупный магазин» и «сеть общественного питания», а заодно и требования к ним.
  2. Отменить обязанности ретейлеров и рестораторов предварительно уведомлять о начале своей деятельности местные органы власти. При этом обязанность подачи сведений для включения в Торговый реестр сохранится.
  3. Отменить обязательное согласование с местными исполкомами ночного режима работы. Норма сохранится для тех объектов торговли и общепита, которые будут продавать алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво.
  4. Торговым сетям оставят необходимость согласовывать открытие новых магазинов с местными органами власти. Это обусловлено заботой о развитии малого и среднего бизнеса, а также организаций потребкооперации
  5. Предлагается расширить перечень технологий, с помощью которых может работать онлайн-торговля: не только через интернет-магазины, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов — каталогов на интернет-площадках, приложений для мобильных устройств, через которые можно выбрать товар и заключить договор купли-продажи.

Ряд норм включен в проект закона дополнительно после изучения поступивших предложений от торговли, производителей, контролирующих органов. Часть из них не нова и направлена на обеспечение национальной продовольственной безопасности. Одна из норм устанавливает обязанность ретейлеров обеспечить минимальную долю продажи отечественных товаров.

Мнение одного из представителей торговой сети по данному пункту:

«Как мы можем от клиентов требовать, чтобы они покупали именно отечественные товары? Если мы это требовать не можем, то как мы сможем выполнить минимальные нормативы по доле продаж товаров отечественного производства?»

Ожидается, что перечень товаров, за наличием которых на полках будут следить, позже определит Совмин исходя из анализа уровня продаж и складывающейся динамики по ним. Еще один пункт касается обеспечения прироста доли отечественных продтоваров в розничном товарообороте.

В документе также прописано: независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступность к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.

С учетом текущей экономической и политической ситуации в мире для недопущения дефицита продуктов и обеспечения продбезопасности предлагается исключить запрет на введение госорганами и юрлицами ограничений продажи отдельных видов товаров. Таким образом, в случае значительного увеличения спроса ритейлеры для защиты интересов покупателей смогут при необходимости оперативно устанавливать временные ограничения на продажу отдельных товаров в одни руки.

Еще одна норма в данном Законе ограничивает вознаграждения производителей и поставщиков в адрес сетей за место на полке.

Предусматривается ограничение совокупный размер вознаграждений максимум в 5% от цены приобретенных продтоваров. Такая норма действует в России и Казахстане. При этом для торговых сетей вводится запрет на выплату других вознаграждений, не предусмотренных законом. На заметку: предлагается разрешить премии за количество, маркетинг и логистику. Для всех торговцев будут запрещены бонусы, связанные с приобретением определенного количества продтоваров, за маркетинг в отношении товаров, изготовленных под собственной торговой маркой, а также товаров, предоставленных для проведения распродаж, в отношении отдельных соцзначимых товаров, которые определит Правительство.

Кроме того, нормы законопроекта предусматривают запрет на установление в договорах поставки продовольствия условий возмещения затрат, связанных с утилизацией и уничтожением непроданного. А также запрет на заключение договоров, содержащих условия возврата поставщику продтоваров, на которые установлен срок годности до 30 дней включительно, замены товаров на такие же либо возмещения их стоимости.

В МАРТ отмечают, что проект закона прошел общественное обсуждение и рассматривался на общественно-консультативном совете при МАРТ. Отношение со стороны торговли, производителей неоднозначное: одних предлагаемые изменения устраивают, другие относятся скептически, прогнозируя возможный отдельный рост цен на нерегулируемые товары, сокращение ассортимента, рост недорогого импорта, затруднения в продвижении рекламы, вопросы с логистикой, новые затраты для производителей и поставщиков. Несмотря на то, что документ внесли в Правительство, там дополнительно будут обсуждаться предлагаемые нормы, чтобы в итоге прийти к взвешенному и правильному решению, соблюсти баланс интересов всех участников потребительского рынка.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: