Руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич представил результаты исследования «Онлайн-покупки беларусов за рубежом», которое проводилось в рамках проекта e-data.by.
Презентацию исследования можно скачать в нашем telegram-канале @belretail_by. Представляем основные цифры данного исследования.
В интернете покупает уже половина беларусов
За последний год 49% или 4,7 млн жителей страны совершили хотя бы одну покупку в интернете. По сравнению с прошлым годом, число тех, кто покупает онлайн, увеличилось на 4%.
Читать также: Что, где и как покупают беларусы в интернете. Второе исследование e-data.by
Две трети покупателей выбирают и беларусские, и зарубежные интернет-магазины
Больше всего интернет-покупателей, 67%, совершают покупки как в беларусских, так и в зарубежных интернет-магазинах. 24% покупают только в беларусских интернет-магазинах, 9% – только в зарубежных.
За рубежом чаще всего заказывают косметику и парфюмерию. Однако большинство заказов все равно приходится на Беларусь
Что покупают за рубежом чаще всего
Чаще всего в зарубежных интернет-магазинах покупают: косметику и парфюмерию (55% интернет-покупателей), одежду, обувь и аксессуары (45%), технику и электронику (37%) и товары для детей (34%).
Где совершили последнюю покупку
Однако большинство людей все равно предпочитает покупать эти товары в Беларуси: за последний год в белорусских интернет-магазинах из заказывали 57% покупателей, а в зарубежных на 14% меньше – 43%.
Средний чек на одну покупку за рубежом в 2,8 раза меньше, чем в Беларуси
Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине составляет 70 руб. В зарубежном интернет-магазине белорусы тратят в 2,8 раз меньше – 25 руб.
Самые популярные – китайские интернет-магазины
98% беларусов, которые совершают онлайн-покупки за рубежом, делают это в интернет-магазинах Китая. В 16 раз меньше людей покупают в интернет-магазинах США – 6%. За ними следуют интернет-магазины Польши и России, в них совершают покупки 5 и 4% интернет-покупателей соответственно.
В каких странах покупают
Из тех, кто совершил хотя бы одну покупку на зарубежных сайтах
Чаще всего в Китае заказывают: технику и электронику (27% покупателей), одежду обувь и аксессуары (26%), косметику и парфюмерию (13%), товары для детей (10%) и автотовары (8%). За год на 8% меньше людей стали покупать в Китае одежду и обувь, интерес к остальным категориям остался на прежнем уровне.
Что покупают на китайских сайтах чаще всего
Средний чек на одну покупку в китайском интернет-магазине – 23 рубля.
Беларусы уверены, что за рубежом – дешевле
Самая популярная причина, по которой беларусы выбирают иностранные интернет-магазины – там дешевле. Это отметили 83% интернет-покупателей. 39% сказали, что в зарубежных интернет-магазинах есть то, чего нет в Беларуси, 17% – что к ним выше доверие.
Почему выбирают зарубежные интернет-магазины
Из тех, кто совершил хотя бы одну покупку на зарубежных сайтах
Больше опыта – больше покупок в местных интернет-магазинах
Больше других только в зарубежных интернет-магазинах предпочитают закупаться люди в возрасте 18-24 лет (27% интернет-покупателей). Однако их число уменьшается: за год молодых людей, предпочитающих совершать онлайн-покупки только за рубежом, стало меньше на 4%.
Портрет покупателя: возраст
Чаще всего только зарубежные интернет-магазины выбирают жители Брестской области (27% интернет-покупателей), меньше всего такой способ распространен в Минске и Минской области (6% интернет-покупателей).
Портрет покупателя: регион
Если посмотреть на уровень доставка, то чем лучше финансовое положение, тем меньше людей ограничиваются только зарубежными интернет-магазинами. Похожая ситуация с опытом покупок в интернете. Те, кто редко покупают онлайн, чаще выбирают только зарубежные интернет-магазины. Но чем больше опыта покупок в интернете появляется у человека, тем чаще он выбирает не только зарубежные, но и белорусские интернет-магазины.
Портрет покупателя: финансовое положение
Портрет покупателя: частота онлайн-покупок
Трансграничная интернет-торговля имеет «плюсы» не только для беларусских покупателей, но и для продавцов. Однако последние оказываются в условиях жесткой конкуренции
Зарубежные интернет-магазины «приучают» беларусов к онлайн-шоппингу. Больше других иностранные сайты выбирают те, кто редко покупают онлайн. По мере того, как человек накапливает больше опыта покупок в интернете, он чаще выбирает местных продавцов.
При этом зарубежные интернет-магазины усиливают конкуренцию на белорусском рынке интернет-торговли. А с учетом того, что главный аргумент в пользу покупки за рубежом, – цена, белорусским интернет-магазинам выдерживать эту конкуренцию становится все сложнее.
Чтобы поддерживать беларусских интернет-продавцов и повышать уровень сервиса для покупателей мы планируем создать Ассоциацию электронной коммерции. В нее войдут маркетплейсы, интернет-магазины, платежные и логистические операторы. Интересы малого и среднего бизнеса будет представлять маркетплейс Deal.by.