Использование технологий виртуальной и дополненной реальности в ритейле набирает обороты, поэтому торговым компаниям следует внимательно следить за тем, как потребители относятся к ее использованию и как реагируют.
Потребители, увлекающиеся технологиями, сегодня с удовольствием используют предоставляемые им возможности виртуальной реальности для проектирования помещений, визуализации расстановки мебели и аксессуаров, собранных вместе в виртуальных «комнатах», виртуальных примерочных одежды, изучения любых стран мира, не выходя из дома. Эра «v-commerce» — смеси электронной и традиционной торговли — почти наступила. Современные ритейлеры инвестируют в технологии виртуальной реальности и уже планируют свои v-commerce стратегии. А некоторые, такие как Lowe's, Alibaba, Wayfair, The Gap, IKEA и Sephora, уже даже добились определенных успехов в этой сфере.
V-commerce открывает возможности для совершенно новых покупок и новых видов добавленной стоимости. Но внедрение подобных технологий в торговлю требует значительных первоначальных инвестиций со стороны ритейлеров, поэтому в случае ошибки или неудачной реализации, есть большой риск финансовых потерь. Тем не менее, ритейлеры должны делать то же, что и всегда, — слушать своих потребителей, и они укажут вам путь.
На сегодняшний день популярностью у ритейлеров пользуются два вида v-commerce технологий:
- «виртуальная реальность» (VR), в которой потребители используют специальные устройства для погружения в полностью цифровой мир
- и более доступная «дополненная реальность» (AR), в которой они используют камеру своего смартфона для получения информации (например, уточнения стоимости или выбора цвета), наложенной на изображение реального выставочного зала или торгового пространства.
Как потребители хотят использовать v-commerce?
Весной 2017 года международная консалтинговая компания L.E.K. Consulting провела опрос среди 1000 потребителей, которые уже испытали технологии VR и AR. Ниже приведем некоторые результаты, которые могут быть полезны для ритейлеров:
- 80% потребителей хотят использовать технологии AR и VR для проектирования помещений и создания проектов, изучения виртуальных и реальных торговых помещений, получения цифровой информации о мебели и декоре, наложенной на реальные прототипы в торговом зале. Ритейлер Wayfair использует виртуальные демонстрационные залы, где клиенты могут собрать всю выбранную мебель в одной комнате, чтобы понять, все ли нужное они приобрели и посмотреть, как покупки сочетаются между собой. Lowo's Holoroom позволяет покупателям создать виртуальную комнату, а затем изучить ее пространство, совершив виртуальную прогулку по ней. Приложение «Buy+» от Alibaba позволяет покупателям изучать и покупать товары из виртуального магазина независимо от того, где они находятся физически.
- 70% потребителей хотят использовать VR-технологии для виртуальной примерки одежды и аксессуаров. Потребители могут загрузить свое фото в приложение, а затем подобрать идеальный оттенок макияжа или оправу для очков, которая им подходит. Gap и Sephora уже разработали такие приложения.
- 70% потребителей хотят использовать VR-устройства для совместного шоппинга в виртуальном магазине с другом, который не присутствует физически, или с «виртуальным покупателем» с искусственным интеллектом, похожим на Alexa или Siri.
Объединение физических и цифровых каналов может увеличить продажи
Виртуальная реальность дает ритейлерам значительные преимущества. Она может создать новый, особый опыт, который будет способствовать более активному вовлечению потребителей. Это позволит ритейлерам объединить физические и цифровые каналы — традиционные магазины смогут внедрить цифровые технологии, а онлайн-магазины смогут создать виртуальные «витрины». Более насыщенный опыт взаимодействия с потребителями поможет генерировать больше продаж — клиент сможет «увидеть», как диван впишется в его новую гостиную, а затем захочет подобрать элементы декора, которые к нему подойдут.
Если вы хотите воспользоваться возможностями VR и AR, можете последовать следующим советам:
Действуйте оперативно, чтобы сделать AR и VR частью вашей цифровой стратегии. Это не какая-то далекая перспектива — сейчас самое время подумать об их внедрении.
Сформулируйте убедительное уникальное предложение и определите свою бизнес-модель. Убедитесь, что клиенты с самого начала поймут, как виртуальные технологии могут помочь им в решении их проблем. Не забудьте определить ресурсы, конкретные цели и показатели эффективности для проекта.
Подумайте о союзе с технологическими лидерами. Ритейлеры не должны быть экспертами в области технологий. Ищите возможности доступа к технологиям мирового класса и проверенным опытом решениям.
V-commerce все еще находится на стадии развития, но уже пришло время для ритейлеров начать инвестировать в эти технологии и создавать потребительский опыт, который поможет клиентам заполнить корзины, а вам — кошелек.