Самым прибыльным и быстроразвивающимся форматом становится convenience store

02.03.2014
560
Самым прибыльным и быстроразвивающимся форматом становится convenience store

На развитых рынках европейских стран время больших форматов проходит. Сейчас актуален формат небольшого магазина у дома с качественным обслуживанием, широким выбором продуктов на вынос и развитой категорией фреш. Розница концентрируется на convenience store

У жителей мегаполисов остается все меньше времени на посещение магазинов – чем ближе к дому, тем быстрее и удобнее ходить за покупками. Считается, что в такой универсам покупатель может зайти чуть ли в тапочках за батоном хлеба и колбасой на завтрак. На Западе в convenience store, как правило, имеются кафе, банкоматы, химчистки, парикмахерские и прочие сопутствующие услуги.

Tesco, Великобритания

Во многих странах небольшие магазины у дома с действующим кафе, предлагающие категорию food to go и продукты быстрого приготовления, категорию фреш, а также набор различных бытовых услуг, являются самым распространенным и популярным среди покупателей форматом.

«Мы вовремя увидели тенденцию, что у людей мало времени, чтобы посещать гипермаркеты и запустили «Tesco Еxpress», то есть магазин Tesco в миниатюре. Эти магазины оказались наиболее прибыльным и быстроразвивающимся форматом. Сейчас у нас тысячи этих «Tesco Еxpress», – рассказал Тэрри Лихи, бывший CEO британской сети супермаркетов Tesco. – А чтобы людям было интересно покупать у нас, мы сделали часть продуктов дешевле, чем в дискаунтерах. Кроме того, в наших магазинах мы стараемся запускать экспресс-кафе. И покупателям это нравится. А у нас есть возможность развивать собственные продукты и товары».

Żabka Polska, Польша

На некоторых рынках, например польском, розница четко сконцентрирована на мелком формате. По словам Джулио Дуарте, вице-президента польской сети Żabka Polska, convenience store – это основной формат, в котором отоваривается покупатель. На польском рынке более 80 тыс. магазинов, и это в основном маленькие семейные магазины.

Сеть Żabka Polska, хотя занимает всего 4% рынка, является лидером, охватывая всю страну (всего 3600 магазинов). Средняя площадь магазина 65 кв. м, ассортимент – 1800 SKU. «Чтобы быть успешными нужно быть очень-очень близко к клиенту. Время гипермаркетов – 90-е годы, давно прошло. Чтобы выдерживать конкуренцию на розничном рынке, необходимо использовать инновации – без них смерть. Мы в своих магазинах открываем кафе, чтобы покупатель мог не только совершить покупки, но и перекусить или купить готовую еду с собой».

Сеть планирует открыть еще 5600 магазинов к 2017 году и достичь оборота $3 млрд. Кроме того, заметив возрастающий интерес покупателей к продукции фреш, собственники начали открывать специализированные магазины – FreshMarket, торгующие только свежей продукцией. Такие магазины открываются в основном в спальных районах. Первый магазин открылся в 2009 году, сейчас в Польше работают 600 точек. FreshMarket открываются на площадях 150-300 кв. м, имеют ассортимент 4 тыс SKU. Акцент делается на региональных товарах.

The Fresh Market, США

The Fresh Market специализируется на продаже товара категории фреш. В США сеть существует 32 года. На территории страны функционируют 150 магазинов площадью 250 кв. м. Сеть планирует открыть еще 350 точек. «Взаимоотношения между покупателем и сотрудником должны быть такими же теплыми и доброжелательными, как в семье», – делится основным секретом успеха Мэтт Аргано, старший вице-президент по персоналу The Fresh Market, США. Он отмечает в США такую тенденцию, что люди за одно посещение магазина стали меньше покупать: «Раньше приходили и набирали тележку на неделю, сейчас берут меньше, но приходят чаще, отдавая предпочтение свежей продукции». Кроме того, многие покупатели заказывают продукты по интернету с доставкой на дом. Спрос на категорию фреш неуклонно растет, в магазинах у дома (таких, как «7-12») около 20% ассортимента составляет свежая продукция.

Практически все сети, работающие в формате convenience store, делают ставку на хорошо сформированный ассортимент, предлагают фреш, оборудуют кафе и дополнительные услуги. И все это на минимальной площади и в непосредственной близости от покупателя. Ритейлеры признаются, что в мегаполисах именно этот формат на данный момент развивается быстрее всего и приносит наибольший доход.

По теме: