В прошлый четверг на конференции «Nielsen в Беларуси — 20 лет», директор Эй-Си Нильсен Бел Юлия Сливинская нарисовала портрет беларусского покупателя и что он сегодня чувствует.
НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ БЕЛАРУССКИЙ ПОКУПАТЕЛЬ НАСТРОЕН ПЕССИМИСТИЧНО
По итогам исследования Nielsen Consumer Confidence Index за второй квартал 2017 года, Беларусь остается одной из наиболее пессимистичных стран по индексу потребительского доверия.
Читать также: Беларусь остается одной из наиболее пессимистичных стран по индексу потребительского доверия
Покупатель в Беларуси не считает, что сейчас подходящее время для совершения покупок.
41% респондентов ответили, что сейчас плохое время для совершения покупок, а 46% считают, что не очень плохое.
Уверенность в будущем
Что касается ближайшего будущего, то можно сказать, что беларусы не уверены в завтрашнем дне. Почти половина респондентов (48%) негативно оценивают перспективы своей работы. Свое финансовое состояние 15% опрошенных оценили как плохое, а 47% — как не очень хорошее.
По сравнению с данными конца 2016 года картина практически не изменилась, но увеличился процент тех, кто затруднился оценить свое финансовое состояние, что также свидетельствует о неуверенности.
Во втором квартале этого года, также как и в конце прошлого, 92% беларусов считали, что экономика страны находится в кризисе. Однако количество негативно оценивающих перспективы выхода страны из кризиса в ближайшие 12 месяцев несколько уменьшилось — 69%. В 4-м квартале 2016 года таких было 71%. Т.е. потребители считают, что «страна не выйдет из кризиса.
Беларусы по-прежнему остаются достаточно экономными потребителями. Статьи экономии за полгода не изменились. Однако меньше респондентов говорят об экономии на новой одежде и развлечениях, но больше людей переключаются на более дешевые бренды.
На чем экономят беларусы
Не смотря на это, беларусского потребителя можно назвать оптимистом.
В случае позитивных изменений в экономике и в уровне благосостояния доля людей, которые перестанут экономить вообще самая большая по сравнению с другими странами. Т.е. дайте беларусу хорошие условия и он начнет тратить деньги. Это настроение, безусловно, необходимо учитывать производителям и ритейлерам.
При этом большинство потребителей по-прежнему будут готовы переключаться на другие бренды.
Экономия
БЕЛАРУС ОСТАЕТСЯ ЭКОНОМНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ И РЕАГИРУЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН.
Однако стоит отметить, что есть небольшое переключение внутри сегмента тех, кто «очень хорошо знает цены» и «знает цены на большинство товаров». Тренд — стало меньше потребителей, которые знают все цены на товары, которые они покупают.
Большинство потребителей нашей страны в случае повышения цен намерены покупать товары со скидкой (37% опрошенных). 35% ответили, что будут покупать только самое необходимое, 29% — станут покупать меньше, а 15% переключаются на более дешевые бренды. Достаточно значительная доля беларусов (18%) заметят изменение цены, но не изменят своего покупательского поведения..
Реакция на промо-акции
Доля людей, которые вообще не обращают внимание на промо-акции за год упала почти в 2 раза. Т.е. все больше людей ищут промо. Некоторые готовы поменять магазин. Те, кто лоялен к бренду ритейлера, будут искать промо и акции внутри магазина.
Основным предпочитаемым покупателем видом промо Беларуси остаются скидки.
Беларус — любопытный потребитель
При всей своей закрытости, беларусы готовы расширять свой потребительский опыт и пробовать новые магазины. Пятая часть опрошенных совершали покупки в новом для себя магазине.
Основные причины, побудившие покупателей зайти в новый магазин: увидел по пути (37%), открылся новый магазин неподалеку (21%), зашел за компанию (19%).
Удовольствие от покупок
Беларусский покупатель ходит в магазин не просто так. Он хочет совмещать полезное с приятным, получать удовольствие от покупок. Именно поэтому 81% потребителей предпочитают хорошо организованные и обустроенные магазины: понятная навигация, удобно расположенные товары, наличие парковки, хороший ассортимент и пр.
77% беларусов признаются, что они планируют покупки перед посещением магазина, но большинство из них дополнительно покупают товары, которые не планировали приобретать.
Задача ритейлеров — привлекать внимание посетителя, чтобы он совершал незапланированные покупки.
Около половины минчан стараются все-таки придерживаться плана покупки и столько же потребителей изучают промо-предложения.
ПРОФИЛЬ БЕЛАРУССКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ: ПЕССИМИСТ, ОПТИМИСТ, ЭКОНОМИСТ, ЛЮБОПЫТЕН, ТУСОВЩИК