«Причиной закрытия сети «Буслiк» стало резкое изменение условий работы на рынке»

09.10.2024
«Причиной закрытия сети «Буслiк» стало резкое изменение условий работы на рынке»
Все рекламные возможности портала belretail.by

О том как создавалась, развивалась белорусская сеть товаров для детей «Буслiк», а также об основных причинах ее закрытия рассказал Belretail.by основатель проекта Сергей Мисяченко.

Как родилась идея создания сети «Буслік», какая была тогда ситуация на ритейл-рынке и как ты оценивал перспективы этого бизнеса в целом на тот период?

У нас была очень сильная дистрибьюторская компания с долей рынка 30% и оборотом $10 млн. Это были 2005-2006 годы. В это время зарождались сети, такие как «Евроопт», «Рублевский», ProStore, «Гиппо» и др. Необходимо было развивать бизнес. Мы посмотрели на рынок детских товаров и решили создавать сетевой ритейл в этом сегменте.

Это был стартап. То есть вы посмотрели на рост ритейла ключевых игроков и решили что?

Решили тоже участвовать в этой игре, потому что ритейл более качественно покрывает рынок. Мы решили участвовать в рынке детских товаров в целом, не только в детском питании, а во всем рынке детских товаров, который был в 10 раз больше. Значит, можем в 10 раз больше занять рынка. Плюс начала расти рождаемость. Пошли тренды роста.

 «Причиной закрытия сети «Буслiк» стало резкое изменение условий работы на рынке»

Какие шаги были предприняты для развития и масштабирования бизнеса?

Для роста нам нужен был финансовый инвестор, и мы привлекли средства ЕБРР.

В начале 2010 года была закрыта сделка с ЕБРР, и мы получили финансирование. Переговоры с банком длились два года, включая бизнес-планы, проверки и прочие формальности. На сроки также повлиял мировой кризис 2008–2009 годов.

Мне пришлось ехать в Лондон, чтобы убедить  директоров ЕБРР в необходимости инвестиций. В итоге, мы получили значительное финансирование для небольшой компании. Подписали договор, где были прописаны условия и сроки выхода банка из проекта. На первой встрече по акционерному соглашению банк задал главный для себя вопрос: «Как мы будем расставаться?». Мы прописали, что через четыре года должны нанять советника из большой четверки аудиторов для поиска стратегического инвестора. В случае, если стратег захочет нашего полного выхода, мы обязаны будем продать свои доли. Все документы были подписаны.

Первые инвесторы вложили $1 млн в стартап, ЕБРР 3 млн.

Эти средства пошли на открытие оффлайн-магазинов. Товарный запас финансировался за счет кредитов от Белросбанка. Также с деньгами ЕБРР к нам пришли и консультанты, которые обучали нас маркетингу, продажам, логистике и мерчендайзингу. В совете директоров появились опытные менеджеры из Германии, Голландии, Англии и Прибалтики.

 «Причиной закрытия сети «Буслiк» стало резкое изменение условий работы на рынке»

Как искали и привлекали стратегического инвестора?

В 2013 году нам предложили $20 млн за компанию, но партнеры отказались, оценивая компанию $30 млн. Покупатель отказался, и мы продолжили искать новых инвесторов. В марте 2014 года начались геополитические изменения, и я предложил продать компанию польской компании CDRL, которая являлась стратегическим поставщиком одежды, занимая значительную долю в нашем обороте. В переговорах с новыми инвесторами, которые продолжались два года, начиная с 2016-го, были интересные моменты.

У меня была маленькая доля в 7,45%, что создавало проблемы для инвесторов. CDRL выдвинули условие: они выкупят компанию если основатель останется и увеличит размер своей доли. Это было 25,1 % (блок-пакет), чтобы основатель был заинтересован в развитии проекта. На тот момент у меня был проект в Польше. Я его продал и использовал эти средства для увеличения доли в компании.

Стало ли основной причиной закрытия сети 713-е Постановление. Какие еще факторы повлияли на развитие известных событий?

713-е Постановление не является единственной причиной закрытия сети. Это изменение условий на рынке. Основной причиной стало то, что наш основной инвестор оставил нас без товарного кредита. Детский бизнес сильно завязан на сезонность, в марте 2023 года мы должны были получить весеннюю коллекцию от польских поставщиков, но они ее не предоставили. Затем не поступили и летняя, и осенняя коллекции, фактически оставив нас без финансирования.

Команда искала нового инвестора, но безуспешно, а старый инвестор просто снял всю заботу о компании.

Позже стало известно, что компания CDRL, которая являлась владельцем сети «Буслік», отказалась поддержать сеть и обратилась к страховщикам за возвратом инвестиций.

Какие проекты ты реализуешь сейчас? В каком направлении развиваешься как бизнесмен и предприниматель?

У меня есть опыт привлечения инвестиций, и я делаю это успешно. У меня есть успешные кейсы. Сейчас я занимаюсь развитием культуры привлечения денег в предпринимательство и реализую стартапы в различных проектах, занимаясь инвестиционной и консалтинговой деятельностью.

Я не занимаюсь инвестициями, у меня нет капитала, но я консультирую молодых предпринимателей, малый и средний бизнес, а также крупные компании. Мои клиенты — это бизнесмены, которым я рассказываю, как работал с ЕБРР, физическими лицами и стратегами. Я делюсь всем своим опытом от первой встречи до закрытия сделки. Занимаюсь обучением.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: