Почему нас оставляют без определенных продуктов?

07.05.2015
Почему нас оставляют без определенных продуктов?

Если сравнить по ассортименту крупный российский, белорусский и, например, литовский гипермаркеты, то, пожалуй, белорусский будет выглядеть бледнее всех. Как правило, определенная сеть работает только с определенными поставщиками, «зайти» на полки другим может быть сложно. При кажущемся изобилии покупатель часто ограничен в реальном выборе, это особенно хорошо заметно в отделах, где в теории могут присутствовать десятки брендов. Кроме того, ассортимент обедняется еще на этапе импортирования, если речь идет о продукции из-за рубежа.

Я питаю нежные чувства к различным сокам и даже проводил небольшое собственное исследование томатных соков из тех, что можно купить в Беларуси. Мне удалось обнаружить на полках около 20 брендов, но купить их в одном месте, даже если это гипермаркет на 40 касс, невозможно. В лучшем случае позиция будет представлена 5-7 вариантами и только. Много это или мало? На мой взгляд, очень мало.

Однажды я задумался: почему в Минске вообще нет никаких вариаций томатного сока, повсеместно встречаемых в ближнем зарубежье? Например, с острым перцем или по-испански, с маслинами? Где все это богатство — и производимое, и годами реализуемое на других рынках?

Любимая мной ТМ Sandora, например, изготавливает даже в основной группе соки, которых нет в Минске. Я могу ошибаться, но в белорусских магазинах ни разу не встречал вариант с манго и сицилийским апельсином (не путайте с просто апельсиновым соком):

Что и говорить про линейку эксклюзивных соков? Тайский ананас, южноафриканская смесь, турецкий гранат — белорусам пить не положено.

Я помню эту линейку в магазине у дома, но было это много лет назад.

А ведь есть еще те самые соки, что основаны на томатном — с чего вообще этот пост появился. Только Sandora производит с острым перцем и еще один со свеклой и солью. До Минска они не доезжают равно как аналогичные от других производителей. Единственный вариант, который встречается на белорусских полках — овощной: с морковкой, свеклой, помидором и приправами.

Думаете, такое только с соками? Проблема касается всех без исключения групп товаров. Мое любимое пиво «Старый мельник из бочонка» в Минске представлено только двумя видами — «Насыщенным» и «Мягким». В самом захудалом комке на вокзале в Москве можно купить минимум такой набор:

Конечно, бизнесу виднее, что возить в Минск, а что нет, но у меня есть ощущение, будто в России, Украине и Беларуси у покупателей примерно одинаковые вкусы и то, что популярно в одной стране, «зайдет» и в другой.

Возвращаясь к томатным сокам. Я обратился в компанию «Мостра-групп», являющуюся одним из крупнейших импортеров продуктов питания в Беларусь, с просьбой пояснить, почему что-то привозится в страну, а что-то нет. К сожалению, прямого ответа получить не удалось, зато я стал обладателем информации о тех овощных соках, какие точно можно искать на полках. Это «Сады Придонья Мультиовощной», «Мой Овощная смесь» и «Наш Сiк Овощной» — хоть что-то!

Глядишь — через несколько лет получим доступ и к сокам с острым перцем и другим «непривычным» — фруктовым и овощным. Ну а продуктовые сети, наконец, вспомнят, что их главный клиент покупатель, и начнут пускать на полки то, что пользуется спросом, а не сулит выгоду за доступ к потребителю.

По теме: