Если сравнить по ассортименту крупный российский, белорусский и, например, литовский гипермаркеты, то, пожалуй, белорусский будет выглядеть бледнее всех. Как правило, определенная сеть работает только с определенными поставщиками, «зайти» на полки другим может быть сложно. При кажущемся изобилии покупатель часто ограничен в реальном выборе, это особенно хорошо заметно в отделах, где в теории могут присутствовать десятки брендов. Кроме того, ассортимент обедняется еще на этапе импортирования, если речь идет о продукции из-за рубежа.
Я питаю нежные чувства к различным сокам и даже проводил небольшое собственное исследование томатных соков из тех, что можно купить в Беларуси. Мне удалось обнаружить на полках около 20 брендов, но купить их в одном месте, даже если это гипермаркет на 40 касс, невозможно. В лучшем случае позиция будет представлена 5-7 вариантами и только. Много это или мало? На мой взгляд, очень мало.
Однажды я задумался: почему в Минске вообще нет никаких вариаций томатного сока, повсеместно встречаемых в ближнем зарубежье? Например, с острым перцем или по-испански, с маслинами? Где все это богатство — и производимое, и годами реализуемое на других рынках?
Любимая мной ТМ Sandora, например, изготавливает даже в основной группе соки, которых нет в Минске. Я могу ошибаться, но в белорусских магазинах ни разу не встречал вариант с манго и сицилийским апельсином (не путайте с просто апельсиновым соком):
Что и говорить про линейку эксклюзивных соков? Тайский ананас, южноафриканская смесь, турецкий гранат — белорусам пить не положено.
Я помню эту линейку в магазине у дома, но было это много лет назад.
А ведь есть еще те самые соки, что основаны на томатном — с чего вообще этот пост появился. Только Sandora производит с острым перцем и еще один со свеклой и солью. До Минска они не доезжают равно как аналогичные от других производителей. Единственный вариант, который встречается на белорусских полках — овощной: с морковкой, свеклой, помидором и приправами.
Думаете, такое только с соками? Проблема касается всех без исключения групп товаров. Мое любимое пиво «Старый мельник из бочонка» в Минске представлено только двумя видами — «Насыщенным» и «Мягким». В самом захудалом комке на вокзале в Москве можно купить минимум такой набор:
Конечно, бизнесу виднее, что возить в Минск, а что нет, но у меня есть ощущение, будто в России, Украине и Беларуси у покупателей примерно одинаковые вкусы и то, что популярно в одной стране, «зайдет» и в другой.
Возвращаясь к томатным сокам. Я обратился в компанию «Мостра-групп», являющуюся одним из крупнейших импортеров продуктов питания в Беларусь, с просьбой пояснить, почему что-то привозится в страну, а что-то нет. К сожалению, прямого ответа получить не удалось, зато я стал обладателем информации о тех овощных соках, какие точно можно искать на полках. Это «Сады Придонья Мультиовощной», «Мой Овощная смесь» и «Наш Сiк Овощной» — хоть что-то!
Глядишь — через несколько лет получим доступ и к сокам с острым перцем и другим «непривычным» — фруктовым и овощным. Ну а продуктовые сети, наконец, вспомнят, что их главный клиент покупатель, и начнут пускать на полки то, что пользуется спросом, а не сулит выгоду за доступ к потребителю.