Сможет ли государство ограничить рост белорусских крупных торговых сетей?

30.01.2014
539
Сможет ли государство ограничить рост белорусских крупных торговых сетей?

Государство заботится о мелком ритейле и намерено ограничивать развитие сетевых игроков административными методами.

На совещании о состоянии и развитии потребкооперации Беларуси Александр Лукашенко заявил о недопустимости вытеснения магазинов пошаговой доступности крупными сетевыми ритейлерами.

 «Я уже предупреждал губернаторов и мэра Минска, что за каждый гипермаркет ответят головой, если будут уничтожены магазины шаговой доступности. У нас уже таких сетей достаточно, и надо соблюдать какое-то процентное соотношение. В противном случае мы попадем к ним в такую кабалу и они окажутся неуправляемыми настолько, что мы будем полностью от них зависимы», — подчеркнул Лукашенко.

«Там, где надо построить гипермаркет, — стройте. Сейчас надо посмотреть, посчитать, особенно в Минске, может других крупных городах и сказать «стоп», если это достаточно. Все остальные пусть будут малые, средние. И это будет создавать конкуренцию и будет нашей независимостью в торговле», — отметил глава государства.

Однако, по мнению главы Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергея Балыкина, особенно обольщаться представителям малого и среднего бизнеса после подобных высказываний не стоит. «Слова президента звучат привлекательно для субъектов малого и среднего бизнеса, но, скорее всего, никаких положительных результатов ожидать не строит», — сказал эксперт.

По его словам, прежде всего процесс укрупнения торговли — объективный, он наблюдается во всем мире. «Розничная торговля как вид деятельности предполагает наличие больших капиталов, поэтому на рынке товаров повседневного спроса доминируют крупные торговые сети, — констатировал глава АМиСП. — Они могут позволить себе большие партии товаров и, как следствие, скидки на них и более низкие цены по сравнению с магазинами шаговой доступности. Вмешиваясь в рыночный процесс административными методами, государство искусственно устраняет конкуренцию, за которую оно так на словах ратует, и толкает цены вверх».

Балыкин заявил, что, к сожалению, в Беларуси практически нет по-настоящему крупных торговых сетей, а многие крупные магазины с местным капиталом принадлежат лицам, каким-то образом связанным с властью, и они участвуют в конкурентной борьбе административными методами. «Это ведет к тому, что цены на многие товары в Беларуси остаются более высокими, чем в странах-соседях», — отметил он.

«И малому белорусскому бизнесу не стоит надеяться на то, что после выступления президента отношение к их розничным бизнес-проектам изменится, — считает эксперт. — Если внимательно проанализировать все сказанное президентом, то напрашивается вывод, что будут поддерживаться магазины шаговой доступности, принадлежащие государственным и квазигосударственным организациям».

В действительно рыночной экономике, по словам Балыкина, место находится и крупным торговым сетям, и мелким розничным торговцам. «Только последние не должны конкурировать с первыми, а искать и находить свои небольшие ниши, неинтересные крупным конкурентам. Это может быть и специализация на каком-то отдельном товаре, и построение тех же магазинов шаговой доступности», — отметил эксперт.

Он уверен, что при отсутствии давления государства рынок сам расставит все по своим местам. «Другое дело, что современная белорусская власть не готова использовать рыночные механизмы, а предпочитает применять административный ресурс», — констатировал глава АМиСП.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, в свою очередь, уверен в необходимости создания четкого механизма взаимодействия крупных торговых сетей с другими магазинами.

«Самое время садиться за круглый стол и обсуждать правила: кто и как должен работать, чтобы в результаты было обеспечено достойное место разных форматов торговли на рынке», — считает Маргелов.

По его мнению, четкий механизм взаимодействия разных участников рынка может быть формализован в виде нормативно-правового акта либо в виде зафиксированных на бумаге договоренностей.

«Ответы на вопросы о том, как цивилизованно должны взаимодействовать участники торговли, должны быть даны. Может быть, необходимо ассоциацию создать, которая бы занималась такими вопросами», — отметил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства.

По словам Маргелова, до последнего времени в Беларуси шел процесс агрессивного поглощения крупными торговыми сетями иных участников розничной торговли. Например, только в Вилейском районе в результате прихода крупной торговой сети закрылось 30 магазинов потребкооперации.

В то же время европейский опыт показывает, что механизм взаимодействия разных форматов торговли при желании может быть создан, подчеркнул Маргелов.

«Мы были в Швеции в декабре 2013 года, интересовались, каким образом они решают вопрос взаимодействия крупных розничных сетей с небольшими объектами торговли. Шведы нам сообщили, что если у них гипермаркет строится, то ему в обязанность входит на своей территории оборудовать места и обеспечить работой все небольшие магазины, которые вынуждены будут в своих округах закрыться», — сказал Виктор Маргелов.

В 2013 году в расчете на душу населения розничный товарооборот торговли в Минске через все каналы реализации составил 39,5 млн. рублей. В 2012 году этот показатель составлял 30,4 млн рублей.

По теме: