Директор медиа департамента компании ORT Media Иван Житник о том, как изменился за последний год потребительский рынок Украины под влиянием финансово-экономического кризиса, а также о потребительских предпочтениях, настроениях и ожиданиях украинцев.
– Как изменилась покупательская способность украинцев и как на это реагируют рынки?
– Ни для кого не секрет, что сегодня покупательская способность украинцев значительно снизилась по сравнению с докризисным периодом. Количество людей, которые активно пытаются сэкономить, увеличивалось вплоть до марта 2015-го, но со второго квартала этого года ситуация изменилась и приобрела позитивную динамику. Люди привыкли к нынешней ситуации, перешли от долгосрочного планирования на краткосрочное. И как следствие стали легче расставаться с деньгами, о чем свидетельствуют и данные компании MMI Украина, предоставленные компанией TNS.
Данные: TNS Украина январь 2014 – июнь 2015
Аудитория: Л 12-65, города 50тыс.+ (без Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей)
Что касается производителей, то такие изменения в покупательской способности потребителей для них весьма ощутимы. Поэтому они вынуждены находить и использовать разные маркетинговые механизмы – от скидок, до акцента на патриотичность.
– Как менялись потребительские предпочтения и ожидания украинцев на фонефинансово-экономического кризиса в стране?
– В связи с инфляцией и значительным ростом курса доллара, импортная продукция подорожала в течение нескольких месяцев минимум на 30%, после чего рост немного замедлился и был уже не так очевиден и ощутим. При этом продукция отечественного производителя более медленными, но не менее уверенными темпами тоже дорожала. Однако на фоне резкого скачка стоимости импорта, потребитель переместил основной фокус своих интересов на отечественного производителя – произошло импортозамещение. А вот объемы потребления продуктов, не имеющих украинских аналогов, значительно сократились. Так что финансово-экономический кризис оказывает прямое влияние на потребительские предпочтения украинцев. Когда снижается ВВП, страна фактически вовлечена в необъявленную войну, иностранные инвестиции выводятся из всех секторов экономики, уровень жизни не может оставаться стабильным, поэтому потребительские предпочтения и ожидания становятся, мягко говоря, скромнее, чем прежде.
Что же касается ожиданий украинцев, то в первую очередьони связаны с политической и экономической стабилизацией ситуациив стране.Не думаю, что люди в течение года верили в скорые и кардинальные изменения, поэтому учились жить «по-новому» – в режиме экономии и ограничений.
– Какими критериями руководствуются сегодня потребители при выборе товара? Изменилась ли их глубинная мотивация?
– Есть несколько разных групп потребителей, руководствующихсячеткимипараметрами отбора приобретаемых товаров. В первую очередь, это сочетание цены и качества. Люди стали больше задумываться над тем, взять ли товар, которым они пользовались ранее или же предпочесть ему продукт другогоизвестного бренда, не уступающего в качестве, но более дешевого. В связи с этим, отслеживается тенденция перераспределения топовых позиций во многих товарных категориях.
Относительно глубинной мотивации, то я думаю, что она не изменилась, но в силу определенных факторов, потребитель начал принимать решение перед покупкой рациональней.
– Какие товарные группы на потребительском рынке показывают сегодня наибольший спад? Наблюдается ли где-то рост?
– На сегодняшний день на рынке есть товарные группы, которые после стремительного падения стабилизировались на минимальном уровне, потому что ниже падать уже некуда.В первую очередь хочу отметить значительный спад активности автомобильной категории – на сегодняшний день она практически достигла своего дна (по данным). Возможно, украинский рынок новых авто оживит отмена специальной пошлины, закон о которой вступит в силу 30 сентября 2015 года, но по прогнозам аналитиков эффект от этого будет не значительным. Кроме авторынка, негативную динамику демонстрировали также туризм, недвижимость, ТРЦ и другие.
Однако имеются и группы, которые продолжают расти. Например, увеличивается производство алкогольных напитков, даже, несмотря на введенное Кабмином повышение акцизов в несколько этапов. Согласно данным «Укрспирта», рост производства за первые восемь месяцев 2015 года составил около 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также во втором квартале этого года наблюдалась позитивная тенденция в товарной группе «гигиена», а именно – средства по уходу за волосами, парфюмерия и средства по уходу за полостью рта (по материалам).
– Ваш прогноз относительно того, когда произойдет стабилизация потребительского спроса в Украине, и какие тренды будут доминировать на рынке?
–К сожалению, в ближайшее время не стоит ожидать стабилизации потребительского спроса. Уровень инфляции, который по разным источникам составляет от 50 до 86%, очень сильно ударил по украинцам, к тому же импортозамещение пока является недостаточным. Так что потребители и дальше будут экономить на товарах не первой необходимости. И самым заметным трендом станет покупка товаров и услуг, предлагаемых украинским производителем, а также поиск и переход в более дешевый сегмент товаров одной категории.
Среди производителей, думаю, будет доминировать тенденцияк стимулированию покупки путем предложений разнообразных скидочных программ, подарков, бонусов и акций с патриотической направленностью. Словом, все то, что будет повышать лояльность отечественного потребителя.
– Как повлияли или могут повлиять недавно принятые законодательные инициативы на потребительские настроения граждан?
– Самый свежий и, по моему мнению, наиболее важный для общества закон был принят в Верховном Совете совсем недавно – 17 сентября. Это «Закон о внесении изменений в государственный бюджет Украины на 2015 год». В рамках изменений в закон были приняты постановления о повышения уровня прожиточного минимума и минимального уровня зарплат до 1330грн. и 1378 грн. соответственно (источник). Конечно, это незначительное увеличение, но эмоционально позитивное для населения. То есть психологически человек будет настроен оптимистичней, даже идя в магазин. Поэтому, «восстановление экономики» в первую очередь почувствует на себе FMCG-ритейл.