В России разгорается война между ритейлерами и владельцами торговых центров

24.07.2015
В России разгорается война между ритейлерами и владельцами торговых центров

По данным Fashion Consulting Group (FCG) на российском рынке одежды и обуви с 2014 гда наблюдается падение. Так за прошлый год его объем составил 2,2 трлн руб., падение по году составило 8% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году, как прогнозируют аналитики консалтинговой компании, рынок просядет не менее чем на 20%. Как пишет РБК, в денежном выражении больше всего упадут продажи среднеценового сегмента — не менее чем на 35–45%, считают эксперты.

По данным FCG, наибольшие потери уже понесли российские компании среднего ценового сегмента: бренды Savage, InCity, Finn Flare и другие. Особенные проблемы испытывают компании, работающие по системе франчайзинга. В этом сегменте падение продаж в штуках в первом полугодии доходило до 40–50%, а в деньгах до 20–30%. Если в 2014 году объем среднего сегмента составлял около 540 млрд руб., то к концу 2015 года он снизится по крайней мере до 332 млрд руб., прогнозируют эксперты.

Общая динамика рынка одежды, обуви и аксессуаров в России

 Общая динамика рынка одежды, обуви и аксессуаров в России

Динамика рынка одежды, обуви и аксессуаров в России по сегментам

 Динамика рынка одежды, обуви и аксессуаров в России по сегментам

В этой ситуации ритейлеры не в состоянии оплачивать аренду торговых помещений в сроки и по прежним ставкам. В 2015 году все чае фиксируются случаи исков со стороны арендодателей к владельцам магазинов за неуплату.

По информации РБКы, недавно сеть Kira Plastinina получила десятки исков от владельцев торговых центров на сумму более 45 млн руб. Сеть насчитывает 238 точек, из них 173 в России. Также магазины работают в Армении, Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине.

Также с начала этого года крупнейшему российскому продавцу обуви — компании «ЦентрОбувь», было подано 160 исков на общую сумму около 230 млн руб.

В начале года массовые иски от арендодателей начала получать одежная сеть InCity. С начала года в арбитражных судах зарегистрировано 28 исков к операционной компании сети «Модный континент» на общую сумму 89,5 млн руб. В апреле 2015 года стало известно, что компания проводит оптимизацию, закрывая часть точек, ради сохранения годовой выручки на уровне 2014-го года.

Эксперты отмечают, что в 2015 году подбные ситуации стали «не редкостью как в столице, так и в регионах». При снижении товарооборота ретейлеры стремятся снизить свои расходы на персонал и на аренду, но переговоры с арендодателями часто растягиваются на месяцы. Однако арендодателю невыгодно терять арендаторов, потому что в нынешней ситуации найти им замену будет сложно даже по сниженной ставке.

«Нам известны случаи, когда доля арендной платы в обороте арендатора достигала 80%, и он прибегал к такому давлению на арендодателя», — рассказывает начальник отдела аренды торговых центров компании JLL (до 2014 года — Jones Lang LaSalle) Татьяна Мальянова, не называя компанию-арендатора. Тем не менее в большинстве случаев собственники торговых центров стараются договариваться с арендаторами, отмечает эксперт. Доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы сейчас составляет 7,5% в среднем по рынку (в новых проектах значительно выше), и доля увеличится по итогам года до 8%, считают в JLL. По прогнозу Knight Frank, доля вакантных площадей в московских ТЦ по итогам года будет еще больше — больше 9%.

Но если договориться с арендаторами все же не удается, владельцы торговых центров куда чаще, чем до кризиса, идут в суд, рассказывает Александра Ромашина. По ее наблюдениям, суд с практически стопроцентной частотой встает на сторону собственников центров. Те же, пусть и не могут на время разбирательств сдать помещение своего партнера, но возвращают полагающиеся по контракту средства, поясняет Ромашина.

Динамика изменения арендных ставок в торговых центрах Москвы

 Динамика изменения арендных ставок в торговых центрах Москвы
По теме: