Российский Сбербанк планирует на основе своих ресурсов и инфраструктуры создать «национальную экосистему» в сфере интернет-коммерции по примеру крупнейших мировых компаний, таких как Google, Amazon или китайской Alibaba Group, сообщает российский «Коммерсантъ».
Предполагается, что проект будет оказывать услуги как конечным потребителям, так и бизнесу в самых разных областях — от образования и здравоохранения до строительства и потребительских товаров. В банке считают, что к 2025 году объем экономики такой экосистемы может составить RUR65 трлн.
Под экосистемой Сбербанк имеет в виду сеть организаций, создающихся вокруг единой технологической платформы и пользующихся ее услугами для формирования предложений клиентам и доступа к ним. Примеры крупнейших таких экосистем — это американские Google, Amazon, Facebook, китайские Tencent и Alibaba.
Система может покрыть ряд наиболее крупных отраслевых групп, считают в банке: потребительские товары, недвижимость, образование, здравоохранение, путешествия и отдых, телекоммуникации, госуслуги, разработку софта и приложений, бизнес-услуги, строительство, производство, финансовые сервисы.
По прогнозу Сбербанка в презентации, к 2025 году на экосистемы придется около 30% глобальной выручки организаций и более 40% их глобальной прибыли. При этом Китай смог конкурировать и, возможно, уже обогнал США в этой сфере за счет нескольких юольшого внутреннего рынка, быстрого экономического роста и увеличения числа производителей.
За основу взят опыт Alibaba Group, которая построила масштабную экосистему на китайском рынке. Став лидером на рынке Китая, Alibaba выходит на иностранные рынки с проектом онлайн-торговли для конечных пользователей, постепенно вовлекая и интегрируя в свою экосистему локальных игроков. К примеру, в России входящий в Alibaba Group маркетплейс AliExpress уже входит в число самых популярных онлайн-ресурсов: по данным SimilarWeb, его посещают 24 млн уникальных пользователей в месяц, то есть треть всех российских интернет-пользователей.
Успех такой модели не может не подталкивать к созданию собственной национальной экосистемы в России, считают в Сбербанке, добавляя, что население России будет к этому готово в среднесрочной перспективе.
Рассматриваются три сценария строительства экосистемы. Один из них предполагает реализацию исключительно силами Сбербанка, другой — партнерство с крупной российской интернет-компанией, например, «Яндексом» или Mail.ru Group, и наконец третий подразумевает привлечение в качестве стратегического партнера иностранной, скорее всего китайской, компании.