На Евразийском экономическом форуме, который начал свою работу 26 мая в Бишкеке, было подписано соглашение о создании единой ассоциации интернет-торговли стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия).
В новую структуру войдут ведущие ассоциации электронной торговли стран ЕАЭС.
Как сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев, осенью 2021 г главами правительств стран ЕАЭС была утверждена дорожная карта по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли, которая предполагает в том числе разработку проекта профильного международного соглашения.
По его словам, основной целью дорожной карты является создание добровольных объединений электронной торговли в союзе, призванных на основе саморегулирования вырабатывать правила для своих участников, а также защищать интересы граждан и предпринимателей.
Министр подчеркнул, что сегодня на фоне падения объемов внешней электронной торговли в связи с вводимыми ограничениями появляются новые возможности для развития отрасли в рамках внутрисоюзного контура. Однако существующее правовое регулирование на уровне ЕАЭС недостаточно точно учитывает специфику электронной торговли, а создание разнонаправленной национальной правовой базы в странах союза может привести к возникновению взаимных барьеров.
Выходом из сложившейся ситуации является предусмотренная дорожной картой разработка профильного «зонтичного» соглашения.
В качестве предложений для включения в соглашение по электронной торговле было названо формирование универсальных подходов функционирования единого рынка, наделение союза компетенцией по разработке базовых правил, соблюдение принципа недискриминации при защите прав участников электронной торговли и регулировании оборота данных, а также применение электронных документов.
«Мы со своей стороны готовы подготовить необходимую правовую базу. А техническое взаимодействие по остающимся вопросам предлагаем бизнесу проводить самостоятельно, например, в рамках взаимодействия ассоциаций», — заключил Слепнев.
На форуме также было обращено внимание на проблему двойного налогообложения в рамках внутрисоюзной электронной торговли, после урегулирования которой ожидается существенный рост товарооборота между государствами-членами ЕАЭС.
Один из экспертов отметил возможности, которые могут открыть новые товарные категории для торговли в трансграничном формате в рамках Союза. Это доставка алкогольной продукции, лекарственных препаратов, ювелирных изделий, БАДов и иных товаров, которые сейчас не во всех странах можно продавать.
Управляющий директор OZON сообщил, что маркетплейс готов выходить в Республику Армения и Кыргызскую Республику.
Участники призвали к скорейшему внедрению на интернет-площадках стран Союза возможности оплаты при помощи банковских карт «МИР», что поможет вернуть потерянных из-за внешнего давления клиентов.
Внутрисоюзная электронная торговля показывала устойчивый рост последние несколько лет. По экспертным оценкам, в 2020 г она составила около $502 млн, а в 2021 г — уже около $781 млн.
В Беларуси зарегистрирована только одна Ассоциация предприятий онлайн-торговли (АПОТ), которая была создана в 2019 году.
АПОТ является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей на основе добровольного членства коммерческие организации, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины, оказывающие услуги торговых площадок в сети интернет и пр. услуги.
Членами ассоциации, по данным сайта организации, являются Onliner.by, Lamoda.by, E-dostavka.by, Menu.by, «Фармлэнд», «Остров чистоты и вкуса», «5 элемент» и Минский завод виноградных вин.