В Беларуси сохраняются высокие темпы роста потребительских цен

18.03.2022
В Беларуси сохраняются высокие темпы роста потребительских цен
Все рекламные возможности портала belretail.by

МАРТ отчитался о ценовой ситуации на потребительском рынке Республики Беларусь за февраль 2022 г. Годовой прирост потребительских цен составил 9,99%. На таком уровне инфляция сохраняется с июня 2021 года.

По отношению к предыдущему месяцу инфляция составила 1,6%, к декабрю 2021 г. – 3,1%. В январе-феврале 2022 г. инфляция складывается на уровне аналогичных месяцев предыдущих лет.

На I квартал ежегодно приходится около 40% увеличения всего прироста цен за год.

По оценке министерства, в феврале отмечается некоторое снижение вклада в годовую инфляцию продовольственных и непродовольственных товаров за счет замедления роста цен в годовом выражении на плодовоовощную продукцию, медикаменты и одежду.

Вместе с тем основное влияние на потребительские цены продолжил оказывать повышенный рост цен на товары мясомолочной продукции (в связи с увеличением затрат на их производство на фоне роста мировых цен на сырье и материалы), а также плановое повышение постоянно регулируемых цен (тарифов) на отдельные позиции.

В феврале годовой прирост мировых цен на продовольствие1 сохранился на повышенном уровне: 18,7% против 17,5% в годовом выражении месяцем ранее. Мясо на мировом рынке подорожало порядка 13,4% за год, молоко – 22,7%, злаки – 12,9%, масло – 34,5%, сахар – 8,6%.

В России – основном торговом партнере Беларуси – продовольствие за год подорожало на 11,5% при общей инфляции 9,2%. Наибольший рост цен отмечается на бакалейные товары (крупы, макароны, сахар) и товары сегмента плодовоовощной продукции.

 Рост потребительских цен в феврале в Беларуси
 Рост потребительских цен в феврале в Беларуси

Меры по сдерживанию роста цен:

1. Ценовое регулирование в 28 группах основных социально значимых товаров первой необходимости на всех этапах: от производителя готовой продукции (ограничивается прибыль, включаемая в цену) до торговли (установлен предел торговой надбавки);

2. Не допускается увеличение цен на 23 товарные позиции и отдельные наименования лекарственных средств в декабре 2021 г. – феврале 2022 г. – более 0,9%, в последующие месяцы 2022 года – 0,3%;

3. Установлены предельные максимальные отпускные и розничные цены на отечественные овощи (картофель, капусту, морковь, свёклу, лук репчатый) и яблоки, а также предельные надбавки импортеров и торговли на импортные овощи (30%), фрукты и орехи (40%, за исключением яблок: надбавка – 30%).

4. Также ограничена рентабельность организаций, которые занимают доминирующее положение на рынке. Кроме того, под постоянным контролем находятся тарифы на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь, образование, медицинские услуги, цены на автомобильное топливо, алкоголь, табак, лекарства и прочее.

В настоящее время государством регулируется более 50 процентов потребительских товаров и услуг.

МАРТ постоянно проведит контрольно-аналитические мероприятия, в фокусе которых цены на социально значимые товары, в том числе товары сегмента плодовоовощной продукции.

За 2 месяца 2022 г. в рамках контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке МАРТ установлен 231 факт несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, направлено 92 предписания (рекомендации) об устранении нарушений, 95 виновных лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 893,9 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: