Широкая денежная масса (общий объем денег в экономике) по итогу февраля показала прирост на 11,3% по сравнению с прошлым годом. При годовой инфляции в 11,7% суммарным предложением денег экономика явно не перегревается, однако их структура претерпела заметные изменения. Эксперты «Кошта урада» считают, что экономика переполнилась быстрыми деньгами: доля наличных достигла 23% в рублевой денежной массе.
Какие факторы обуславливают данный тренд?
Во-первых, валютные депозиты физлиц снизились за год (1 марта 2022-го —1 марта 2023-го) на $482 млн или 9%. Бизнес, напротив, за аналогичный период нарастил валюту на счетах на 5% или $271 млн. Однако, при таких существенных сдвигах, за счет курсов валют, при пересчете на беларусский рубль, общий объем валютных сбережений бизнеса и населения за год практически не изменился.
Во-вторых, население и бизнес стали хранить значительно большую долю средств на текущих счетах, не особенно доверяя срочным депозитам, так как средства на переводных депозитах выросли на 54%.
В-третьих, доля наличных в широкой денежной массе составила 12%, тогда как годом ранее была 9%. В рублевой денежной массе их объем на 1 марта 2023 года составил 23% против 21% годом ранее – почти каждый четвертый рубль в беларусской экономике работает теперь в наличной форме.
К чему это ведет?
Большой объем наличных денег и средств на расчётных счетах снижают устойчивость экономики, делают ее менее предсказуемой. Доступные средства, не связанные долгосрочными депозитами или проектами, могут как быстро оказать на валютном рынке, приводя к росту курсов, так и создать резкий спрос на товары и услуги, разгоняя инфляцию. Причина такого положения вещей в кризисе доверия. Действия государства не внушают населению и бизнесу оптимизм.