С 1 января 2026 года в Китае вступают в силу новые правила экспорта автомобилей и электромобилей. Эксперты уверены, что это усложнит поставки в Беларусь и приведет к росту цен или вообще новые авто из Китая станут просто недоступны. До сих пор широко применялась схема, позволявшая вывозить новые автомобили под видом подержанных.
Как пишет ABW.by, 14 ноября тремя ключевыми ведомствами КНР (Министерством торговли, Министерством промышленности и информатизации и Главным таможенным управлением) принято постановление, которое вводит жесткое ограничение: если автомобиль поставили на учет в Китае менее чем за 180 дней до подачи документов на экспорт, его вывоз станет возможен только при наличии специального подтверждения от производителя.
В пакете документов должны быть:
- сведения о стране сборки;
- детальные данные о модели;
- информация о сервисных центрах, авторизованных для обслуживания машины в стране‑импортере;
- иные технические подробности, подтверждающие соответствие автомобиля требованиям.
Без этого комплекта бумаг экспортную лицензию просто не выдадут.
До сих пор широко применялась схема, позволявшая вывозить новые автомобили под видом подержанных. Дилеры временно регистрировали машины в Китае (иногда – всего на несколько дней), а затем отправляли их за рубеж. Так авто попадали на гнаш рынок без официальной гарантии, но по более низким ценам.
Новые правила призваны пресечь такую практику. Теперь производители будут нести ответственность за послепродажное сопровождение экспортируемых машин – в том числе обязаны подтверждать наличие сети авторизованных сервисов в странах назначения.
Это приведет в следующим последствиям:
- сократится доля «серых» поставок новых китайских автомобилей;
- увеличится срок оформления экспорта: заводам и региональным структурам потребуется дополнительное время на проверку документов;
- вырастут расходы на доставку и сертификацию, что неизбежно отразится на конечной цене.
Уже сейчас на китайском рынке отмечается подорожание отдельных моделей – из‑за сокращения предложения машин с «правильной» историей регистрации (соответствующей новым требованиям).
Приоритет получат официальные дилерские схемы экспорта, а непараллельные каналы поставок окажутся под давлением.
Таким образом, изменения затронут не только логистику и документооборот, но и ценообразование: покупатели в Беларуси могут столкнуться с ростом стоимости китайских авто уже в 2026 году.
















BelRetail.by – это специализированный интернет-ресурс о розничной торговле и e-commerce в Республике Беларусь: актуальная информация о событиях отрасли, статьи, мнения; каталог ритейлеров, вакансии, профильное обучение, акции и бонусные предложения.