В 2021 году подскочили продажи гаджетов, бытовой техники и комплектующих. Всего в первом полугодии сумма «электронных» покупок в Европе выросла на 69%, а их число — на 50%. Жители Беларуси не отстают от соседей и увеличили число заказов электроники и бытовой техники на 51%, а их сумму — на 37%. Такие данные представили специалисты Admitad Affiliate.
Причин роста сектора электроники сразу несколько. Источником большинства из них стал коронавирус и введенные из-за него ограничения. Но при этом продолжается и рост e-commerce в стране в целом, и увеличивается проникновение гаджетов и более разнообразной бытовой техники в повседневную жизнь беларусов.
Отчасти рост обусловлен необходимостью работать из дома — это спровоцировало сильный рост продаж ПК, ноутбуков и комплектующих. Причем с ходом времени динамика только растет. Так, согласно отчету исследовательской компании Canalys, в 1 квартале 2021 года продажи ноутбуков подскочили на 55%. Помимо персональных компьютеров, беларусов также очень интересует разнообразная периферия, которая облегчает работу из дома: наушники, гарнитуры, веб-камеры, более удобные мышки и клавиатуры, дополнительные мониторы и т.д.
Влияет на рост онлайн-покупок гаджетов и бытовой техники и отток покупателей из оффлайна. COVID вынудил многих покупателей отказаться от шоппинга в обычных магазинах и перейти на интернет-покупки. Так, по данным Deal.by, в 2020 году рост e-commerce в Беларуси составил 40% — до 2,3 млрд рублей. И статистика показывает, что 2021 год продолжает этот тренд.
При этом средний чек беларусов в секторе электроники незначительно снизился и сейчас достигает $51. По этому показателю страна достаточно сильно отстает от ведущих европейских стран:
Откуда пришли клиенты?
Покупатели в секторе электроники и раньше любили сравнивать характеристики товаров и искать лучшую цену — обычно покупка гаджета или бытового прибора не спонтанна. Покупатели предпочитают выбрать взвешенно, спросить совета у других и найти приятную скидку на выбранный товар. По данным Admitad Affiliate в 2021 году этот тренд лишь усилился. Например, на 45% выросло число «электронных» покупок с витринных сайтов и на 78% со страниц форумов. Также увеличился приток покупателей из кэшбэк-сервисов, мобильных приложений и финансовых витрин (вероятно, клиенты оформляли покупку в кредит).
Вот каким площадкам в этом году удается привести в отрасль больше всего заказов:
На фоне быстрого роста сегмента электроники многие компании столкнулись с ростом конкуренции в привычных каналах привлечения продаж. Одновременно с этим сами площадки, видя бурное возвращение покупателей, стали охотнее работать не за фиксированный рекламный прайс, а за вознаграждение в виде процента от совершенных их аудиторией покупок. Прибыль таких партнеров в 2021 году в Беларуси выросла на 45%.
Эксперты Admitad прогнозируют дальнейший рост онлайн-продаж в секторе электроники Беларуси. Несмотря на то, что влияние эпидемии на поведение пользователей снижается — многие уже привыкли совершать покупки онлайн и не откажутся от этой модели. Напротив, к ним будут прибавляться все новые пользователи. Также большая доля сотрудников, ушедших на удаленную работу в период карантина, уже не вернется в офис и продолжит с энтузиазмом закупать ПК и комплектующие. Скажется и влияние глобального тренда по росту доли e-commerce в продажах ведущих брендов страны.