Крупные торгово-развлекательные центры, которые должны быть открыты в столице в ближайшие месяцы, стимулируют приход в Беларусь мировых брендов. В частности, в страну приходят группы Inditex и LPP. Однако в ближайшие несколько лет Минск вряд ли станет мировой шоппинг-столицей. Такое мнение озвучил директор департамента консалтинга и исследований Colliers International в Беларуси Денис Четвериков.
«Еще один-два года назад ожидалось, что до конца 2016 года в Минске должны построить 17 торговых и торгово-развлекательных центров совокупной арендной площадью 415 тыс. кв.м. Однако в начале года стало понятно, что в 2016 году можно ожидать лишь около 250 тыс. кв.м GLA, – отметил эксперт. – Но и это оказалось неподъемной планкой. Пока качественного развития рынок не получил, если не считать, конечно, ощутимого снижения ставок аренды и высокий уровень вакантности в устаревающих и неудачно расположенных торговых центрах».
Если в начале года речь шла о 150-170 тыс. кв.м «зависших» площадей, то теперь к их числу можно добавить еще порядка 100 тыс. «квадратов». На рынке возросли риски реализации проектов, что влияет на возможности их реализации в заявленные сроки. Так, за первое полугодие было введено только три относительно крупных объекта суммарной арендной площадью 40,7 тыс. кв.м, среди которых можно выделить «Глобус Парк» за пределами городской черты и «Тивали-Мебель» на улице Притыцкого.
При этом знаковые для Минска торговые центры Galleria Minsk, Dana Mall и Green City пока не принимают посетителей. «Однако, учитывая текущую степень готовности объектов и состояние взаимоотношений с арендаторами, высока вероятность, что до конца года полностью откроется ТРЦ Galleria Minsk. Возможно, полностью или частично запустится Dana Mall. А вот жители Каменной Горки, скорее всего, так и не попадут в торговый центр Green City до Нового года», – пояснил Четвериков.
Рынок несколько разочаровали традиционно активные ритейлеры, выступающие одновременно в качестве девелоперов. В частности, пока не ясно, будет ли введен в строй торговый центр «Е-Сити» в Каменной Горке, а «Виталюр» в Брилевичах и вовсе отказался от реализации проекта двухэтажного торгового центра на ул. Каролинской, хотя его планировали ввести до конца года.
Девелоперы новых объектов уже столкнулись с дефицитом арендаторов: текущих брендовых операторов на всех не хватает. «Поэтому нужно привлекать новых для города и страны операторов. В этом и состоит задача и один из главных элементов социальной полезности новых крупных моллов. Большим потенциалом по привлечению мировых брендов во многом обладает ТРЦ Galleria Minsk благодаря своему местоположению, качеству строительства и наполнению. В частности, флагманские магазины здесь откроют Reserved, и Koton о чем недавно оба заявили официально. Международные сети «потянут» за собой и национальных ритейлеров. Такое соседство идет на пользу розничным продажам», – отмечает Четвериков.
Появление крупных объектов также может стимулировать переезд операторов, однако, по мнению эксперта, она не выйдет за рамки обычной ротации. «Сейчас не происходит всеобщего метания арендаторов с объекта на объект. Да, ритейлеры закрывают магазины в непопулярных и устаревших объектах и переезжают в более качественные торговые центры. Но ротация арендаторов происходит всегда – это нормальный процесс даже для стабильного периода в экономике. Это может быть полезно как самим розничным сетям, так и торговым центрам», – убежден директор департамента.
Некоторые строящиеся объекты на время могут быть законсервированы, но это вряд ли будет носить массовый характер. В то же время сокращается число новых, анонсированных проектов. Но и здесь трагических последствий ожидать не стоит. Перед рынком уже не стоит задача, актуальная на начало 2000-ых – во что бы то ни стало обеспечить население торговыми площадями. Тогда в Минске на 1 тыс. жителей приходилось чуть более 220 кв.м торгового пространства, а в крупных жилых районах (Московский и Фрунзенский) и того менее – всего 120-130. В июле же Минск достиг 607 торговых «квадратов» на каждую тысячу жителей.
Девелоперы начинают понимать: давать обычный «вал» площадей, что наблюдалось последние 10 лет, теперь никому не надо – их хватает с запасом. Пришло время задуматься над принципом двух «К»: концепция и качество. Одна из задач – предоставить посетителю высокий уровень комфорта: неслучайно девелоперы таких объектов, как ТРЦ Galleria Minsk, делают ставку не только на торговлю, но и на широкий выбор досугово-развлекательных услуг.
Операторы развлекательно-досуговых площадей ощутили повышенный спрос девелоперов и собственников объектов. В Минске открываются новые крупные детские центры, музеи науки, центры виртуальной реальности. Девелоперы, которые стремятся привлечь посетителей в объект, все чаще обращают внимание на новые форматы и подходы, вроде «edutainment», «retailtainment», «pop-up shop» и пр.
Международные операторы досуга и развлечений всерьез рассматривают возможность открытия в Минске крупных (на несколько тысяч квадратных метров) детских центров, новых кинотеатров, в том числе формата IMAX. «Такая активность, наблюдающаяся вслед за бумом новых международных сетей фастфуда, позволяет надеяться, что Минск все-таки движется в сторону развития потребления и станет в ближайшее время европейской столицей, в которой каждый может испытать на себе последние веяния в сфере досуга и развлечений», – подчеркнул представитель Colliers.