МАРТ прокомментировал ситуацию на потребительском рынке в июле 2022 г. По итогам июля годовой прирост потребительских цен составил 18,1%.
По оценке ведомства прирост потребительских цен в июне-июле в годовом выражении происходит, прежде всего, из-за удорожания непродовольственных товаров вследствие ослабления беларусского рубля к российскому: за последние два месяца беларусский рубль ослаб к российскому рублю около 13,2% (за двенадцать месяцев – на 30,6%). Значимое влияние курса российского рубля на внутренние цены обусловлено высокой долей импорта товаров из Российской Федерации.
В июле по сравнению с предыдущим месяцем наибольшими темпами ускорился годовой прирост цен на синтетические моющие средства (на 4,4 п.п. до 25,9%), чай (на 3,3 п.п. до 33%), обувь (на 2,3 п.п. до 8,9%), электротовары (на 1,2 п.п. до 26,9%), одежду (на 1 п.п. до 8,8%). Мясо и мясопродукты за прошедшие двенадцать месяцев подорожали на 17,8%, хлеб и изделия хлебобулочные – на 15,1%, молоко и молочные продукты – на 13,9%.
Приобрести свежий обзор «Рынок ритейла Республики Беларусь в первом полугодии 2022 года»
По отношению к июню рост инфляции замедлился до 0,5%. В МАРТ считают, что снижению темпов инфляции способствует стабилизация цен на рынке плодоовощной продукции: за последние 4 месяца (с апреля до июля 2022 г.) годовой прирост цен замедлился с 45,1 до 20%. Также отмечается замедление прироста цен на автомобильное топливо, по оценке, до 22,6% (25% месяцем ранее), мебель – до 16% (18% в июне), обои – до 12,5% (13,5%).
По сравнению с предыдущим месяцем в июле продолжилось удорожание товаров мясомолочной группы: мясо и мясопродукты по отношению к предыдущему месяцу подорожали порядка 1,1%, молоко и молочные продукты – на 1,3%.
В отчетном месяце в целом сохранились ценовые тенденции предыдущего месяца: значительное влияние на инфляцию по-прежнему оказало увеличение цен на туристические услуги (они подорожали на 6,6%), а также товары, которые в стране не производятся или производятся в недостаточном количестве: бытовые электротовары (на 1,8%), кондитерские изделия (на 1,9%), легковые автомобили (на 3%), парфюмерно-косметические товары (на 2,3%), синтетические моющие средства (на 4,6%).
Плодовоовощная продукция в целом за месяц подешевела на 10%, в том числе овощи – на 14,2%, фрукты – на 11,3%. Цены на капусту белокочанную снизились на 41,2%, помидоры – на 14,8%, огурцы – на 12,9%, яблоки – на 10,3%. Отмечается замедление интенсивности ежемесячного увеличения цен на картофель: за месяц – на 0,7% против 28,5% месяцем ранее.
Прирост постоянно регулируемых цен (тарифов) сохранился на уровне предыдущего месяца и составил 11,8% в годовом выражении, что ниже общего уровня инфляции (18,1%).