В связи с кризисными явлениями в экономике РФ и падением покупательной способности ритейлеры бытовой техники и электроники (БТиЭ-ритейлеры) начинают продавать непрофильные товары.
Согласно данным компании GFK, специализирующейся на рынке маркетинговых исследований, за 1-е полугодие 2015 года продажи бытовой техники в физическом выражении упали более чем на треть, что стало ожидаемым результатом от экономических и политических потрясений, а также сильной девальвации рубля.
Падение объемов продаж бытовой техники и электроники в России в 1 полугодии 2015 года
Фонд общественного мнения также сообщил, что примерно половина граждан России в этом году стали экономить на непродовольственных товарах и продуктах питания, а потому негативный сценарий развития событий на рынке российского ритейла в принципе был ожидаем и сильного удивления не вызвал.
Правда, в отличие от продовольственных ритейлеров, у которых была возможность пересмотреть взгляды на ассортимент и подстроиться под потребности покупателей, в непродовольственном сегменте
Падение платежеспособности очень сильно ударило по БТиЭ-ритейлеры. Некоторые региональные сети по продаже электроники и бытовой техники были вынуждены даже закрыться. Так в течение 2015 года закрылись сети магазинов «Телемакс» и «Киберри», а «Белый ветер цифровой» сейчас находится в стадии банкротства.
Чтобы выжить в кризис, ритейлеры бытовой техники вынуждены искать выходы из ситуации. Так сеть «Эльдорадо» с начала года начала активно открывать универмаги, в которых помимо привычной бытовой техники и электроники представлен широкий ассортимент множества других непродовольственных товаров: инструменты, кухонные принадлежности и даже детские игрушки. Имея широкую географию, «Эльдорадо» старается точечно заполнить ту нишу в регионах, которая представлена наименее слабо федеральными игроками, получая тем самым дополнительную выручку за непрофильные товары.
В новых универмагах сети можно забирать товары, заказанные через интернет. Доля онлайн-продаж у «Эльдорадо» находится на уровне 15% от общей структуры продаж уже довольно длительное время.
М.Видео также делает упор на онлайн-продажи, все активнее развивая этот сегмент и возлагая на него большие надежды в будущем. Устойчивые перспективы развития, которые демонстрирует компания, сильный бренд, а также уход региональных игроков позволяют М.Видео оставаться на плаву в эти сложные времена и открывать при этом новые торговые площади.
Несмотря на разные взгляды на развитие компаний, в сложившейся ситуации бросается в глаза одно: производители бытовой техники и розничный ритейл, как будто сговорившись, осознают необходимость проведения всевозможных маркетинговых акций для привлечения покупателей и всячески стараются стимулировать спрос на свою продукцию. Правда, и здесь мнения ритейлеров несколько расходятся. Так, одни используют в своих распродажах вариант 1+1, другие не поддерживают эту идею из-за неэффективности скидки на вторую покупку, а третьи и вовсе переходят на мультиформатную торговлю в надежде сохранить продажи на прошлогодних уровнях.
В настоящий момент на рынке электроники и бытовой техники наблюдается постепенное возвращение спроса со стороны покупателей и одновременно падение цены из-за некоторого укрепления рубля с начала года, однако вряд ли стоит ожидать возвращения цен на докризисный уровень в ближайшее время.