Потребительский экстремизм в Беларуси имеет миллионные обороты

09.08.2016
Потребительский экстремизм в Беларуси имеет миллионные обороты
Все рекламные возможности портала belretail.by

Сегодня в Беларуси действует несколько десятков общественных объединений и организаций, деятельность которых связана с защитой прав потребителей. Однако большинство из них занимаются шантажом и вымогательствами денег у ритейлеров под видом проведения обучения сотрудников.

Оборот о такой деятельности, по оценкам Ассоциации розничных сетей, может достигать нескольких миллионов долларов США в год.

По оценкам Ассоциации розничных сетей четыре года назад эта сумма составляла около $1 млн. За последние годы проблема только усилилась и сегодня вымогатели активно идут в регионы. На текущий момент объем средств, которые ежегодно вымогаются у сетей, может отличаться в разы.

Ритейлеры не раз обращались в госорганы по поводу данной проблемы, но пока ситуация не получила должного внимания со стороны ответственных министерств и ведомств. Позиция Минторга — «если платите шантажистам, значит есть за что. Наведите порядок в магазинах или не платите».

Данную проблему на прошлой неделе обсуждали эксперты отрасли и министерства торговли на круглом столе в МПЦ Sputnik.

Как отметила замглавы Белорусского общества защиты прав потребителей Тамара Бельская, сегодня в Минске зарегистрировано 17 коммерческих организаций в форме ООО в названии которых фигурирует слово «потребитель».

«Непонятно, как они прошли через отделы регистрации исполкомов. И целью деятельности этих предприятий является находить в магазине  просроченный товар и дальше предлагать ритейлерам какие-то семинары и обучение для продавцов и сотрудников магазинов»,— отматила Тамара Бельская.

По закону любое общество защиты потребителей не вправе осуществлять проверки и контроль сферы торговли.

В свою очередь исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская сообщила, что суммы, которые предлагают шантажисты за фиктивное обучение в разы меньше, чем размер штрафов или ущерб от санкций за аналогичное нарушение.

Стандартный гипермаркет имеет 35 000 наименовай товара. Каждый товар стоит в 5-12 единиц. Т.е. объем товарной массы измеряется сотнями тысяч наименований. За последние годы за просрочку к субъектам торговли применялись достаточно жесткие санкции вплоть до закрытий, поэтому все ритейлеры тщательно следят за этим вопросом. У белорусских ритейлеров отслеживание «просрочки» гораздо лучше, чем в других странах.

Просроченный товар есть в любом крумном магазине в любо стране  всегда и везде. Это как статистическая погрешность. Каждый час на полках магазинов при таком объеме товарной массы, у различных товаров истекает срок годности. Процент просроченного товара у большинства современных продуктовых сетей Беларуси не превышает 0,3%.

Как это происходит?

Как правило это физические лица, которые занимаются шантажом постоянно и профессионально.

Существует 2 сценария: покупатель-шантажист действительно находит товар с просроченным сроком годности или идет вброс просроченного товара, купленного в этом магазине ранее и который можно легко незаметно пронести в магазин.

После оплаты товара и получения чека шантажист заявляет, что ему продали просроченный товар, вызывает администратора и четко заявляет: «Вы мне продали некачественный товар. У нас с вами есть 2 варианта: я отправляю жалобу в Санстанцию/Минторг и вас штрафуют/закрывают, или оплатите счет на образовательные услуги».

В отличие от шантажистов, обычный человек при обнаружении просроченного товара требует его замену и, как правило, администрация это делает без проблем. Некоторые ритейлеры даже проводят акции — найди просрочку и получи второй товар бесплатно.

Цена вопроса

Небольшой магазин формата у дома скорее всего получит счет в пределах 75-150 BYN, гипермаркет — в пределах 450-600 BYN за одно физлицо, которое обнаружит «просрочку».

Разница между суммой счета и суммой штрафа составляет от 2 до 4 раз.

Еще полгода назад было непонятно, закроют магазин за 3 сырка или выпишут штраф или будет предписание на устранение недостатков. Именно на этой почве произошел рост количества шантажистов.

Однако сегодня деятельность торговых инспекций стала более понятной, поэтому ритейлеры скорее будут отказываться от оплаты за обучение

Сегодня проблема вышла за пределы Минска и стала общереспубликанской. Такие случаи наблюдаются в небольших городах, а не только в областных центрах.

В итоге

В ближайшее время избавиться от потребительского экстремизма вряд ли удастся. Но все предпосылки остановить рост и перейти к его сокращению есть. Как уже упоминалось, деятельность торговых инспекций Министерства торговли сегодня четко регламентирована, и ритейлеры понимают, какие наказания последуют за те или иные нарушения.

За последние 4 месяца была создана балльная система оценки нарушений законодательства о торговле и ценообразовании в зависимости от тяжести нарушений и их последствий. Предусмотрено обязательное применение понижающих коэффициентов, в том числе в зависимости от площади магазина или кафе. Итоговая балльная оценка дифференцирована в зависимости от места нахождения объекта.

Согласно новой системе приостановление работы объекта может быть осуществлено только при наличии всех девяти грубых нарушений.

При наличии четких и прозрачных правил игры и понимания со стороны контролирующих органов специфики бизнеса ритейлеров, от проблемы экстремизма можно будет избавиться достаточно быстро.

Видеозапись прошедшей встречи

Фото: Sputnik.by


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: