Ритейлеры, работающие в сфере торговли продуктами питания, создали кооператив «Клуб взаимопомощи 100 друзей», задача которого — противостоять крупным торговым сетям, пишет издание «Белорусы и рынок».
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов сообщил, что на текущий момент в кооператив вступило более 20 магазинов. По его мнению государство не справляется с задачей создания равных условий для всех игроков рынка. Речь идет о взаимоотношениях между магазинами и производителями и поставщиками продуктов.
Основной проблемой для последних в организации видят несвоевременность расчетов за товар со стороны сетей, а также требования низких цен на продукты, чтобы попасть на полку.
По оценкам Виктора Маргелова, в Минске работает всего несколько десятков небольших магазинов, притом что в столице действует свыше 3000 магазинов.
Наше объединение включает предприятия из разных регионов страны. Мы готовы принять в свои ряды всех заинтересованных в честной совместной работе. Нас осталось не так уж много: например, в Минске это несколько десятков небольших магазинов, принадлежащих независимым собственникам, притом что в столице действует свыше 3000 магазинов.
На днях деловое сообщество обратилось к первому вице-премьеру правительства Василию Матюшевскому с пакетом предложений по реальному выравниванию условий хозяйствования малых и крупных участников рынка, в том числе в розничной торговле.
В обращении говорится, что в последние три года положение малых и средних предприятий, занятых в розничной торговле, приблизилось к невыносимому. С одной стороны, снизился потребительский спрос, с другой — сложились чрезвычайно неравные условия хозяйствования с крупными торговыми сетями.
У сетей есть такие преимущества, которые невозможно восполнить мелкому частнику, даже добросовестно работая по 25 часов в сутки. Это прежде всего огромная поддержка административного ресурса. Например, согласно декрету № 10, сетевикам предоставляются земля и некоторые услуги бесплатно. С другой стороны, они обладают ничем не уравновешенной рыночной силой, которая позволяет им на 99 % диктовать свои условия и по ценам, и по другим аспектам взаимодействия. Редко какой поставщик способен на равных вести переговоры с крупными торговыми сетями.
В результате в стране происходит стремительная монополизация розничной торговли. Так, по официальным данным за 2015—2016 годы, и без того немаленькая доля (свыше 60 %) крупных сетей продовольственной торговли в товарообороте страны увеличилась еще более чем на 10 %.
На этом фоне малые и средние предприятия розничной торговли массово закрываются. Для покупателей это чревато тем, что в конечном счете у них не будет выбора. Нет никакой гарантии, что в условиях монополизации конкурентные цены сохранятся.
Не имея возможности «войти» в сети, мелкий и средний производитель тоже прекращает развиваться. Получается, что, развивая крупные торговые сети, мы, по сути дела, гробим отечественную промышленность, которая могла бы работать на прилавок.
В конфедерации считают, что минимум, который сейчас нужно сделать, — остановить развитие крупных торговых сетей и начать подтягивать малые и средние предприятия в этой сфере.