Согласно данным регулярного медиаисследования gemiusAudience, проводимого по инициативе исследовательской компании #DB3, в январе 2019 года 50,70% интернет-пользователей в Беларуси хотя бы один раз посещали e-commerce сайты.
Общая месячная, агрегированная аудитория, с учетом пересечения, 24 сайтов составила в январе 2019 – 2,165 миллиона человек в возрасте 15-74 года. В исследовании представленные данные по пользователям, которые заходят в интернет с персональных компьютеров.
Список площадок, попавших в отчет: 21vek.by, aliexpress.com, kufar.by, wildberries.by, euroopt.by, 5element.by, shop.by, oz.by, lamoda.by, 1k.by, amazon.com, ebay.com, deal.by, unishop.by, tomas.by, sila.by, ozon.ru, alibaba.com, irr.by, wildberries.ru, kupivip.by, elmarket.by, allegro.pl.
Представленные данные не учитывают аудитории разделов порталов и поисковых машин.
Безусловно, надо помнить, что сайтов электронной коммерции в Беларуси гораздо больше, по тем-же данным МАРТа их тысячи, но они не увеличат серьезно общий охват, так как интернет-пользователи, особенно совершающие онлайн-покупки, посещают не один сайт e-commerce.
Социально-демографические характеристики общей аудитории практически не отличаются от все беларускай компьютерной аудиторной. За исключением географических признаков:
Как видно, что пользователи из Минска и не областных городов, включая населенные пункты более и менее 50 000 человек, чаще посещают e-commerce сайты, чем пользователи из областных городов.
С другой стороны, каждый сайт имеет свою уникальную аудиторию, поэтому сделаем частичный анализ социально-демографических профилей выделенной группы сайтов, относящихся к электронной коммерции.
Самый мужской сайт в январе 2019, в другие месяцы композиция аудитории может быть абсолютно другой, был сайт — alibaba.com — 83,29% мужской аудитории, самый женский сайт — ozon.ru — 80,90% женской аудитории.
По возрастам:
15-24 — alibaba.com — 52,54%
25-34 — wildberries.ru — 55,19%
35-44 — allegro.pl — 59%
45-54 — 1k.by — 19,86%
55-74 — irr.by — 22,52%
По уровню образования:
Неоконченное среднее — deal.by — 20,82%
Полное среднее — allegro.pl — 33,00%
Среднее специальное — kufar.by — 33,09%
Неоконченное высшее — tomas.by — 6,66%
Высшее и последипломное — wildberries.ru — 52,91%
По роду деятельности:
Топ-менеджеры, руководители — ebay.com — 8,65%
Менеджеры среднего звена — ozon.ru — 12,84%
Специалисты/главные специалисты — kupivip.by — 43,36%
Владелец малого бизнеса — irr.by — 11,66%
По регионам:
Минск и Минская область — 1k.by — 54,26%
Брестская область — alibaba.com — 25,78%
Витебская область — wildberries.ru — 24,38%
Гомельская область — amazon.com — 19,93%
Гродненская область — sila.by — 12,99%
Могилевская область — irr.by — 11,53%
Не смотрело вообще телевизор 18,08% аудитории alibaba.com, каждый день — 58% аудитории wildberries.ru
Наиболее частые места отдыха:
Кино/концерты — ebay.com — 33,72%
Театры/выставки — deal.by — 11,05%
Конечно, все сайты следует с точки зрения пересечения аудиторий, конкретных целевых аудиторий, с остальными участниками рынка.
Вывод
Чтобы изучить такую отрасль беларуской экономики, как электронная торговля, надо выходить за рамки целей, конверсий, воронок и других маркетинговых аттрибуций. Конечный покупатель — это физический человек, практически это мы с вами, которые имеют конкретные социально-демографические и поведенческие характеристики. Для проведения регулярных исследований требуется и консолидированная позиция крупнейших игроков, так и их политическая воля для расходов на совместный инструментарий.