Беларусская автомобильная ассоциация (БАА) объявила о рекордных продажах новых автомобилей на рынке Беларуси в прошлом году, но в 2019-м автомобильного бума не будет.
По итогам 2018 года официальными дилерами, входящими в ассоциацию, было продано 52 835 автомобилей. Для сравнения, по итогам 2017 года продажи составили 34 255 авто. За год рынок вырос на 54%.
Драйверами такого роста стали Geely беларусской сборки (4 место по объемам продаж) и российская Lada (впервые за много лет вышла на 2-е место).
В абсолютном выражении (в шт.) максимальный прирост также показали Lada и Geely.
Доля коммерческой техники за год уменьшилась с 11% до 7,6%.
Эксперты отмечают резкий прорыв на 4 место бренда Geely. Однако вряд ли этому бренду удасться удержать такую же динамику в будущем году, т.к. начало 2018-го он был на «низком старте».
В целом 95% беларусского рынка держит 10 популярных брендов. 87% проданных в Беларуси атомобилей произведено в России и Беларуси (в зоне ЕАЭС).
Импорт через границы РБ составил 7,5% и около 5% импорт через страны ЕАЭС. В целом на импортные атвто приходится 12,5%.
Самый популярный B класс среди легковых автомобилей вырос почти на 100%
В самом популярном классе SUV С рост составил 45%.
Рост оказался неожиданным как для дилеров, так и для производителей. Главным фактором такой динамики в ассоциации считают доступность финансирования. На лизинговые сделки пришлось 2/3 всех продаж новых авто в 2018 году. А 59% продаж пришлось на физлиц.
Приобретение нового авто в Беларуси стало более выгодным по сравнению с приобретением б/у автомобиля.
По общим показателям рынок Беларуси приблизился к рынкам стран Восточной Европы. В Беларуси на 1000 жителей приходится 5 авто. В развитых европейских странах на 1000 жителей приходится 30 автомобилей. В РФ и Литве – 10 авто, в Польше – 13.
Планы БАА на 2019 год:
– оптимистичный сценарий — рост 10-15% к 2018 году.
– реалистичный сценарий — удержать продажи на уровне 2018 года.
Скромные прогнозы обусловлены снижением ожидаемого роста в декабре прошлого года, что свидетельствует о стабилизации рынка. Автомобильного бума в 2019 году не будет.
Почему:
- Доходы потребителей не растут высокими темпами
- Более жесткие подходы банков по кредитованию. Закредитованность растет и это будет сдерживающим фактором.
В 1 квартале ожидается даже отрицательная динамика из-за повышения в России НДС и других неблагоприятных тенденций в экономике этой страны.
Рост будет в сегментах малых седанов и SUV
Geely планирует продать на внутреннем рынке в 2019 году чуть более 7000 авто. Потолок 8-9 тыс. в год.
Если беларусский рубль будет дешеветь, то цены на авто также будут расти. В любом случае машины производства 2019 года будут дороже как минимум на 5%. Что негативно будет влиять на наш рынок.