Государство «убьет» food-ритейл в Беларуси новым законом

20.10.2016
Государство «убьет» food-ритейл в Беларуси новым законом
Все рекламные возможности портала belretail.by

Планируемые нововведения в белорусском законодательстве, регулирующем работу розничного бизнеса, может привести к закрытию большого числа магазинов шаговой доступности и повлиять на показатели экономики в целом.

Такую позицию занимают все члены Ассоциации розничных сетей Беларуси, которая была озвучена на пресс-конференции 20 октября.

Основной проблемой является ограничения в торговле алкогольной продукцией. Все изменения формата в этом вопросе законодатели перекладывают на плечи ритейлеров, которые в условиях уменьшения покупательской способности населения и снижения розничного товарооборота, уже сегодня работают на уровне рентабельности 0,5-1,5%.

Торговый бизнес в Беларуси сегодня представлен в основном частными компаниям, которые за последние годы инвестировали значительные средства в развитие торговой инфраструктуры.

Читать также: Ритейл в Беларуси: итоги развития отрасли за 5 лет

В сложный 2016 год дополнительные незапланированные расходы и инвестиции в инфраструктуру согласно законодательным требованиям, заставят многих игроков закрыть часть магазинов и пересмотреть планы по развитию сетей. Это повлечет к сокращению налоговых поступлений в бюджет.

Законодатель предлагает:

- ограничить время торговли алкоголем,

- организовать в каждом магазине отдельный отдел по торговле алкоголной и табачной продукцией,

- нормы оплаты за поставленную продукцию не более 45 дней,

- соблюдение ассортиментного перечня,

- технические нововведения налоговых органов.

 Ассоциации розничных сетей Беларуси законодательство в ритейле

Аргументы и данные Ассоциации:

- в 40% чеков продовольственных магазинов присутствут алкогольная продукция

- доля алкогольной продукции в общем товарообороте – 20%

- согласно данным продаж членов ассоциации, в среднем чеке объем реализации алкоголя не растет. В целом потребление растет, значит растет теневой оборот данной продукцией.

- часть небольших магазинов не смогут организовать отдельные зоны торговли и вынуждены будут закрыться, что ограничит доступ населения к продуктам в целом и заставит ритейлеров уволить часть персонала.

- примерно 15 % объема розничного товарооборота не вписываются в нормы оплаты 45 дней. Некоторые товары стоят на полке до 800 дней; ритейлер, не продав продукцию, обязан произвести оплату поставщику/производителю за еще не проданный товар. Как следствие – вымывание оборотных средств.

- соблюдение ассортиментного перечня распространяется только на ритейлеров. По мнению ассоциации, выполнение данного перечня необходимо возложить на производителя или поставщика.

- защита прав потребителя возлагается на ритейлера, однако поставщик/производитель часто отказывается выполнять гарантийные обязательства перед потребителями или отказывается от сотрудничества с ритейлером в этом вопросе.

- обязательная установка средств контроля налоговых органов (СКНО) на кассах (фискальная онлайн-отчетность с каждого кассового аппарата) заморозит примерно $17 млн оборота ритейлеров. По оценкам Ассоциации, налоговые органы не готовы к обслуживанию такого количества торговых объектов и требования установки СКНО до 1 декабря нереальны, т.к. в Беларуси 243 тыс. касс. Кроме того, чтобы поставить СКНО, необходимо заменить фискальный код касс – это $200-300 на каждую кассу, что потребует значительных инвестиций.

Об ассоциации розничных сетей Беларуси

Количество субъектов/юридических лиц — 18

В их числе 2 нонфуд-сети

Члены Ассоциации управляют более 1000 торговыми объектами по всей Беларуси

В их числе 750 магазинов формата «у дома»

Количество людей, занятых во всех цепочках розничной и оптовой торговли – 656 тыс.

Только в рознице работает около 300 тыс. человек.

Из этого числа в food-секторе – 150 тыс.

В субъектах, входящих в Ассоциацию работает 65 тыс. сотрудников.

Иллюстрация Sam Chivers


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: