Планируемые нововведения в белорусском законодательстве, регулирующем работу розничного бизнеса, может привести к закрытию большого числа магазинов шаговой доступности и повлиять на показатели экономики в целом.
Такую позицию занимают все члены Ассоциации розничных сетей Беларуси, которая была озвучена на пресс-конференции 20 октября.
Основной проблемой является ограничения в торговле алкогольной продукцией. Все изменения формата в этом вопросе законодатели перекладывают на плечи ритейлеров, которые в условиях уменьшения покупательской способности населения и снижения розничного товарооборота, уже сегодня работают на уровне рентабельности 0,5-1,5%.
Торговый бизнес в Беларуси сегодня представлен в основном частными компаниям, которые за последние годы инвестировали значительные средства в развитие торговой инфраструктуры.
Читать также: Ритейл в Беларуси: итоги развития отрасли за 5 лет
В сложный 2016 год дополнительные незапланированные расходы и инвестиции в инфраструктуру согласно законодательным требованиям, заставят многих игроков закрыть часть магазинов и пересмотреть планы по развитию сетей. Это повлечет к сокращению налоговых поступлений в бюджет.
Законодатель предлагает:
- ограничить время торговли алкоголем,
- организовать в каждом магазине отдельный отдел по торговле алкоголной и табачной продукцией,
- нормы оплаты за поставленную продукцию не более 45 дней,
- соблюдение ассортиментного перечня,
- технические нововведения налоговых органов.
Аргументы и данные Ассоциации:
- в 40% чеков продовольственных магазинов присутствут алкогольная продукция
- доля алкогольной продукции в общем товарообороте – 20%
- согласно данным продаж членов ассоциации, в среднем чеке объем реализации алкоголя не растет. В целом потребление растет, значит растет теневой оборот данной продукцией.
- часть небольших магазинов не смогут организовать отдельные зоны торговли и вынуждены будут закрыться, что ограничит доступ населения к продуктам в целом и заставит ритейлеров уволить часть персонала.
- примерно 15 % объема розничного товарооборота не вписываются в нормы оплаты 45 дней. Некоторые товары стоят на полке до 800 дней; ритейлер, не продав продукцию, обязан произвести оплату поставщику/производителю за еще не проданный товар. Как следствие – вымывание оборотных средств.
- соблюдение ассортиментного перечня распространяется только на ритейлеров. По мнению ассоциации, выполнение данного перечня необходимо возложить на производителя или поставщика.
- защита прав потребителя возлагается на ритейлера, однако поставщик/производитель часто отказывается выполнять гарантийные обязательства перед потребителями или отказывается от сотрудничества с ритейлером в этом вопросе.
- обязательная установка средств контроля налоговых органов (СКНО) на кассах (фискальная онлайн-отчетность с каждого кассового аппарата) заморозит примерно $17 млн оборота ритейлеров. По оценкам Ассоциации, налоговые органы не готовы к обслуживанию такого количества торговых объектов и требования установки СКНО до 1 декабря нереальны, т.к. в Беларуси 243 тыс. касс. Кроме того, чтобы поставить СКНО, необходимо заменить фискальный код касс – это $200-300 на каждую кассу, что потребует значительных инвестиций.
Об ассоциации розничных сетей Беларуси
Количество субъектов/юридических лиц — 18
В их числе 2 нонфуд-сети
Члены Ассоциации управляют более 1000 торговыми объектами по всей Беларуси
В их числе 750 магазинов формата «у дома»
Количество людей, занятых во всех цепочках розничной и оптовой торговли – 656 тыс.
Только в рознице работает около 300 тыс. человек.
Из этого числа в food-секторе – 150 тыс.
В субъектах, входящих в Ассоциацию работает 65 тыс. сотрудников.
Иллюстрация Sam Chivers