В Республике Беларусь заработали первые кассы самообслуживания — в 2 магазинах «Гиппо» в Минске. Запуская новый, современный, формат оплаты покупок, ритейлер нацелен привлечь новых клиентов, увеличить пропускную способность магазинов и решить проблему дефицита персонала. Систему самообслуживания в «Гиппо» установила российская компания CSI совместно с белорусским партнёром «Белкристаллсервис».
Острова самообслуживания открылись для покупателей в гипермаркетах «Гиппо» на проспекте Рокоссовского и улице Горецкого. Они представлены островами из 4 касс Diebold Nixdorf со сканер-весами, модулями приёма наличных, банковскими терминалами и контрольно-кассовой техникой Pirit. Кассы самообслуживания сканируют товар, учитывают скидку по карте лояльности, принимают купюры и монеты, выдают сдачу. Они также позволяют рассчитаться безналичным и смешанным способом — сначала внести наличные, а оставшуюся сумму списать с карты.
Как утверждают представители ритейлера, кассы самообслуживания во всем повторяют функционал обычных касс, кроме списания накопленных на карте лояльности бонусов.
Системой управляет программное решение Set Retail SCO, разработанное компанией CSI. На каждом шаге покупателя сопровождают подсказки, благодаря которым у него не возникнет проблем при работе с кассой самообслуживания. Интерфейс доступен на русском и английском языках.
Решение об установке касс самообслуживания компания «Белвиллесден» приняла в прошлом году. Был проведен тендер, выбран победителю Однако у него не получилось уложиться в сроки и адаптировать технику все под беларусские деньги, чтобы не было никаких пересечений ни с евроцентами, ни с купюрами других экзотических стран. После этого подрядчиком стал «Белкристаллсервис», чьи партнеры в России реализовали 14 из 15 действующих проектов с кассами самообслуживания.
Начальник управления информационных технологий «Гиппо» Александр Иванов
«Мы давно обсуждали формат самообслуживания для наших магазинов, но были вынуждены несколько лет откладывать эту идею. Как только этот замысел стал экономически обоснованным, наше руководство решило внедрять систему самообслуживания. Свою роль сыграл и ожидаемый дефицит кассиров на рынке. Кассы самообслуживания легко решают эту проблему. Они лучше всего подходят для небольших покупок, позволяют разгрузить классическую кассовую линию и уменьшить очереди. Нам нужно было современное оборудование с приёмом наличных, возможностью выдавать сдачу и принимать оплату по карте, с быстрыми сканерами и продуманным софтом. Всё это мы получили от наших подрядчиков — компании CSI и «БелКС», которые за 2 месяца запустили систему самообслуживания в двух наших магазинах».
Следующий этап внедрения касс самообслуживания — добиться плановых показателей эффективности системы. На основе достигнутых показателей ритейлер примет решение о дальнейшем запуске системы самообслуживания в других магазинах сети.
Руководитель направления систем самообслуживания CSI Игорь Чечулин
«Мы рады, что белорусские ритейлеры начали выбирать системы самообслуживания, и особенно почетно участвовать в первом таком проекте для Республики Беларусь. За этим современным форматом работы с покупателем — будущее, он экономически выгоден для любой крупной сети. Экономика достаточно проста: на 4—6 касс самообслуживания приходится один сотрудник. Плюсом к окупаемости становится появление выделенного коридора для покупателей с небольшим количеством товаров, высокая пропускная способность магазина. Больше покупателей — быстрее окупаемость. Меньшее число персонала — меньшие затраты на поиск и подготовку. Мы видим интерес и других торговых сетей Беларуси к таким проектам и всегда открыты для сотрудничества».
Следующим ритейлером, который уже анонсировал установку островов с кассами самообслуживания — сеть «Виталюр». В основе стратегии развития ритейлера — открывать супермаркеты среднего и крупного размера и развивать сервисные предложения для посетителей.