Крупнейший ритейлер Беларуси – компания «Евроторг» представила технологию QR-платежей, которую можно встроить в любое приложение. SmartPay разработана белорусской компанией «БиСмарт» и прошла тестирование в сети «Евроопт».
Как отмечают разработчики, технология может в корне изменить потребительский рынок Беларуси. Ключевой особенностью SmartPay является возможность безопасной имплементации сервиса в любое стороннее приложение, а не только банковское. Это делает технологию интересной не только для белорусского, но и для западных рынков.
Крое этого в перспективе беларусы смогут полностью избавиться от всех пластиковых карт, за исключением карточки социального страхования.
На первом этапе ритейлер установит около 400 сканнеров QR-кодов в минских магазинах. Инвестиции в обновление оборудования составят примерно $200 тыс. В апредле планируется запустить отдельное приложение.
Как это работает?
На мобильный телефон устанавливается приложение с сервисом SmartPay – это может быть как банковское, так и приложение любимого ритейлера. Выбрав покупки, покупатель сообщает кассиру о желании оплатить покупки QR-платежом. Открывает приложение и на него приходит уникальный QR-код. Телефон прикладывается к сканеру и оплата подтверждается. После оплаты в приложение покупателя приходит электронный чек.
Безопасность платежа обеспечивается тем, что транзакция разбивается на несколько логически не связанных частей. При этом в смартфон пользователя попадает только часть информации, которая никак не может быть использована злоумышленниками для взлома.
Компания «БиСмарт» уже подала заявку на приоритетное использование технологии SmartPay в США и странах ЕС.
Ритейл может сэкономить десятки миллионов долларов
С помощью технологии можно совершать и принимать платежи без использования инфраструктуры международных платежных систем (МПС) — это означает, что ритейл сможет существенно экономить на эквайринге. «На сегодня стоимость торгового эквайринга для ритейлеров составляет порядка 1-2%. Использование технологии SmartPay позволяет снизить его примерно на треть. Даже такая экономия позволит сэкономить крупным розничным сетям десятки миллионов долларов в год», - утверждает Роман Сущинский, директор ЗАО «БиСмарт».
Не менее привлекательной для ритейла является еще одна уникальная особенность технологии SmartPay: это возможность ее имплементации в любое приложение, в том числе и в приложения ритейлеров.
Практически все розничные сети присматриваются к новой технологии. Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская отмечает: «Сегодня одна из главных задач ритейла — это избежать повышения цен. Поэтому важно просчитать, сколько стоит внедрение этой технологии и как она поможет решить эту задачу. На сегодня ритейл не готов на большие затраты. Но, если мы увидим, что с помощью SmartPay можем снизить издержки и повысить скорость обслуживания – безусловно, технология будет широко внедряться. Хотя, конечно, подобные решения принимаются непросто».
В Беларуси сейчас параллельно развивается несколько сервисов QR-платежей, которые . позволяют обращаться к банковским счетам, минуя международные платежные системы. Однако основной причиной того, что крупнейший в стране ритейлер принял решение по внедрению SmartPay стала возможность встраивания сервиса в приложения ритейлеров. У других сервисов такой возможности на данный момент нет.
Немаловажными факторами также стали в разы меньшие затраты по внедрению сервиса и возможность привязки карт лояльности.
Что сможет потребитель/покупатель?
Новая технология предусматривает гибкое управление личными финансами: сервис не привязан к конкретному счету, а позволяет пользователю выбирать, из какого источника – банковского счета, карточки или электронного кошелька – оплачивать покупку или услугу.
Появившаяся возможность встраивать платежный сервис в приложения ритейлеров открывает для потребителя новые горизонты.
«Мы действительно можем оптимизировать работу с картами лояльности – у потребителя будет свободный выбор. Это принципиальное отличие SmartPay от существующих сервисов оплаты по QR-коду. А еще одна отличная новость – вы сможете вести историю покупок: подробный чек будет оставаться в вашем мобильном приложении. При использовании банковских и сторонних приложений потребитель такой информации не получит: ни один ритейлер не будет отдавать свои «большие данные» сторонним сервисам. Это слишком ценная информация. Но в своем приложении вполне может поделиться с вами», – рассказывает генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков.
Без банков не обойтись
Банки, с которыми вели переговоры разработчики, восприняли новую технологию с большим интересом. Все понимают, что в борьбе за своего клиента необходимо совершенствоваться и предлагать ему самые удобные способы взаимодействия.
«Мы видим, что доходы банков, как минимум, не снизятся. Вместо заработка на карточных платежах, они будут зарабатывать на платежах по QR-кодам и доход с каждой операции останется тем же. При этом исчезнут платежи в пользу международных платежных систем и снизятся затраты на эмиссию карт и дорогостоящий процессинг», – объясняет Роман Сущинский.
Также для банкиров важно, что при использовании технологии Smart Pay деньги клиентов остаются на их счетах, а не выводятся, например, в электронные кошельки.
Технология SmartPay в течение нескольких месяцев проходила тестирование в одном из гипермаркетов «Евроопт».