Эксперты Центра Logconsult.by рассказали о том, что происходит в транспортно-логистическом секторе в Беларуси в связи с ситуацией в Украине.
- Экспедиторы начали искать варианты транспортировки Китай-Европа в обход территории России и Беларуси (речь прежде всего о жд). Запросы на варианты доставки в обход территории России и Беларуси растут. Соответственно, спрос рождает и предложение… Однако, данный маршрут не сможет заменить Новый шелковый путь (через Россию и Беларусь), как по ставке фрахта, так и по времени.
- Сервисы в обход территории (Беларуси, России и Украины) на маршруте Европа – СНГ, также в разработке у белорусских экспедиторов.
- Белорусские перевозчики обеспокоены звучащими от некоторых политических деятелей Евросоюза призывами закрыть автомобильные перевозки в Россию и Беларусь.
- Белорусские перевозчики столкнулись с повышением цен на техническое обслуживание грузовиков и даже отсутствия запчастей для ремонта грузовых автомобилей.
- У ряда белорусских перевозчиков изъяты грузовики на территории Украины, ряд машин застряло на приграничных территориях (UA-PL), водители не могут выехать из Украины.
- Логистические и экспедиторские компании ЕС (в особенности в Польше и Литве), которые были завязаны на работу с российскими контрагентами, отмечают сокращение объемов и начинают оптимизацию персонала.
- Взаимные запреты введенные ЕС и Беларусью сократили объем импорта в Беларусь из стран ЕС. В белорусских ПТО и СВХ наблюдается снижение количества грузовиков, прибывших на растаможку из стран Евросоюза. А что возить будем, почти весь ТН ВЭД, за исключением продуктов питания и одежды, обуви под санкциями, запрещен вывоз из ЕС, – задаются вопросом логистические компании.
- Белорусские курьерские службы начинают повышать стоимость курьерских услуг по доставке грузов по Беларуси и за ее пределы в силу удорожания топлива и повышения затрат на обслуживание машин.
- Белорусские экспортеры и импортеры ищут варианты обхода санкций, а также возможностей минимизации санкционных запретов и ограничений. Появляются новые схемы работы и варианты организации логистических цепочек.
- Ряд вопросов возникло в торговле с Россией, в силу законодательного ограничения вывоза из РФ отдельных видов товаров.
- Многие белорусские экспедиторы и перевозчики переходят на работу по предоплате. Работа с отсрочкой платежа уже несет в себе серьезные риски.
- Международные экспедиторские и логистические компании, которые задела ограничение деятельности на территории Беларуси ищут варианты обхода “санкций” (регистрация новой компании, не связанной с учредителем; не оказание только части сервисов, на которые накладывается блокировка и т.д.).
- Ситуация с платежами стала еще больше волновать белорусских перевозчиков и экспедиторов. Возможное внесение того или иного банка в санкционный список или отключение от SWIFT несет риски не получения платежей. Есть случаи блокировки платежей транзитными банками в адрес белорусских компаний, которые не находятся под санкциями США и ЕС. Это все заставляет нервничать белорусский логистический сектор.
- Из-за ситуации с Украиной, ряд компаний, особенно европейских, отказываются платить в “Беларусь” (белорусским перевозчикам и экспедиторам). В этом случае у кого есть возможность эти платежи переводят на созданные казахстанские и польские компании.
- Возникают случаи, когда белорусские фуры становятся в Европе объектами нападок украинских дальнобойщиков (бьют стекла, прокалывают шины, снимают и уничтожают гос.номера), избивают водителей россиян и белорусов. Некоторые Водители-белорусы боятся ехать в Европу, но маршрут для белорусского перевоза Европа – Россия – Европа являлся ключевым.