Белстат в отчете о социально-экономическом положении в Республике Беларусь представил данные о динамике потребления жителями нашей страны продовольственных и непродовольственных товаров. Наибольшую динамику продемонстрировали категории минеральная вода и одежда и обувь.
В целом в розничном товарообороте удельный продовольственных товаров (пищевые продукты, напитки и табачные изделия) в 2023 году составил 48,8%, непродовольственных товаров – 51,2% (в 2022 году – соответственно 49,5% и 50,5%).
Соответственно в сопоставимых ценах товарооборот продовольственных товаров вырос за год на 4,9% к уровню 2022 года, непродовольственных товаров – на 12%.
В организациях торговли рост составил 5,1% и 13,3% соответственно к уровню 2022 года.
На частные компании приходится 64,6% розничного товарооборота. Остальная доля на предприятия государственной и коммунальной собственности.
В 2023 году розничный товарооборот на 94,4% формировался организациями торговли и на 5,6% – индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (в 2022 году – соответственно 93,3% и 6,7%).
Наибольший рост потребления за год в продовольственной группе показали такие товары, как минеральная вода (10,7%), сыры (5,6%), детское питание и мясные продукты (4%), яйца (2,7%). Меньше стали покупать Сахар и сахарозаменители (-17,4%), макаронные изделия и крупы (-8,5%).
В непродовольственной группе лидерами роста стали такие категории, как одежда трикотажная (210%) чулочно-носочные изделия (63%), фармацевтические товары (20,6%) и телевизоры (13,6%). Отрицательную динамику продемонстрировала только категория моторное топливо (-0,4%).
Доля продажи товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в 2023 году составила 59,5% (в 2022 году – 60,9%). Значительный удельный вес товаров отечественного производства приходится на продовольственные товары – 77,5% (в 2022 году – 76,9%). По ряду товаров (мясо, сахар, сливочное масло, яйца) спрос покупателей практически полностью удовлетворялся за счет продукции белорусских товаропроизводителей.
Доля продажи непродовольственных товаров отечественного производства организациями торговли в 2023 году составила 40,4% (в 2022 году – 42,9%).