В будущем году объем торговых площадей в Минске вырастет почти на 500 тыс. кв. м

09.12.2015
В будущем году объем торговых площадей в Минске вырастет почти на 500 тыс. кв. м
Все рекламные возможности портала belretail.by

Главным трендом уходящего 2015 года во всех сегментах рынка коммерческой недвижимости в Минске является существенный рост предложения объектов. На рынке торговой недвижимости данный тренд усилится в 2016 году, т.к. девелоперы будут запускать крупные торговые объекты. Ожидается рост почти на 50%.

На фоне роста предложения торговых площадей девелоперы уже столкнулись с падением арендных ставок и трудностями при заполнении объектов. Однако специалисты считают, что все неудачи не стоит списывать на макроэкономические факторы и кризис.

По мнению экспертов компании Colliers International, слабые проекты будут постоянно сталкиваться со сложностями заполнения, поскольку значительно увеличилось предложение современных площадей. С увеличением вакантности и участившейся ротацией столкнулись практически все торговые объекты. В среднем по рынку уровень вакантности находится в пределах 9,1—9,3 % от GLA (арендопригодной площади). Это выше, чем в кризисные 2009 и 2011 годы, но на фоне роста предложения и конкуренции, на наш взгляд, вовсе не критично.

В 2013 году рынок торговой недвижимости Минска продемонстрировал рост на 32 %, в 2014 год он вырос на 16,8% (до 915 тыс. кв. м). За 11 месяцев этого года — на 10,2% (до 1008 тыс. кв. м). И это на фоне того, что некоторые потенциальные арендаторы не пришли в белорусскую столицу, а некоторые присутствующие заявили о временной приостановке развития.

Количественное предложение торговых площадей в Минске

 Количественное предложение торговых площадей в Минске

«В текущем году мы также ожидали прироста предложения до 30-40% за счет выхода на рынок таких крупных торговых центров, как DanaMall, «МОМО», Galleria Minsk, Outleto и некоторых других. Но этого не произошло. Однако данные объекты появятся на рынке в ближайшее время. До конца 2016 года за счет новых площадей рынок торговой недвижимости прирастет еще на 45%. Это очень много, такого прироста рынка у нас никогда не было, — отмечает директор департамента консалтинга и исследований Colliers International Денис Четвериков.

Сегодня в Минске на 1000 жителей приходится 520 тыс. кв.м торговых площадей. Этот показатель приблизился к уровню Санкт-Петербурга, Варшавы и уверенно перегнал Киев и Москву.

Сравнение количества торговых площадей на 1000 жителей с городами сопредельных стран

 Сравнение количества торговых площадей на 1000 жителей в Минске с городами сопредельных стран
 Сравнение количества торговых площадей на 1000 жителей в Минске с городами сопредельных стран

Если сравнивать Минск с другими городами сопредельных государств по такому показателю, как соотношение суммарной чистой средней заработной платы населения в евро на 1 кв.м и суммарной GLA торговых площадей, то Минск по сравнению с Варшавой (€1059), Ригой (€762), Вильнюсом (€580), Киевом (€628), Москвой (€1174) и другими городами России, кроме Краснодара (€326), занимает нижнюю строчку (€482). Это говорит о том, что количество торговых площадей в белорусской столице не обеспечено покупательским спросом.

По мнению экспертов, данный показатель соответствует лишь официальной статистике, но далек от реальности. Многие белорусы ездят за покупками в другие города сопредельных государств — тот же Вильнюс или Варшаву. Если бы эти деньги были потрачены в Минске, то платежеспособность белорусов была бы намного выше. Это давало бы возможность привлекать в белорусскую столицу мировые бренды. Но пока этого не происходит.

Одной из причин отсутствия в белорусской столице мировых брендов специалисты видят в высоких арендных ставках, которые выставляют владельцы объектов арендаторам.

В то же время высказывается мнение, что в сегодняшних условиях многие девелоперы освобождают крупные международные компании, приходящие на белорусский рынок. Они платят владельцам торговых центров только процент от оборота. Кроме того ремонт и отделка помещений производится за счет девелопера.

Даже в этих условиях мировые бренды не идут на рынок. Основная причина — низкая платежеспособность населения, страновые риски и небольшие по размеру площади (а точнее несоответствие ТЦ требованиям брендов). Как правило, им нужны качественные павильоны по 2-2,5 тыс. кв.м. Но таких предложений у действующих ТРЦ нет.

По данным Colliers International, на конец третьего квартала текущего года средняя вакантность торговых площадей в Минске составила 9%. Однако отдельные объекты и вовсе стоят полупустые. Что касается арендных ставок, то они сильно дифференцированы. По сравнению с докризисным периодом падение ставок в евро в среднем составило 20-30%. У отдельных арендодателей они снизились на 50-60%.

Средняя вакантность торговых площадей в Минске

 средняя вакантность торговых площадей в Минске

Эксперты считают, что ставки аренды уже достигли дна и дальнейшее их снижене может привести к банкротству девелоперов.

Качественные предложения торговых площадей в Минске

 Качественные предложения торговых площадей в Минске

По материалам realt.by.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: