Основные тенденции покупательского поведения в продовольственном ритейле (исследование)

08.04.2014
629
Основные тенденции покупательского поведения в продовольственном ритейле (исследование)

На прошлой неделе на конференции «Технологии розничной торговли» компания МАСМИ представила результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле.

Исследование проводилось в феврале 2014 года.

Объект исследования – мужчины и женщины 18-64 лет, городское население Республики Беларусь.

Размер выборки ‑ 1000 респондентов.

Города опроса: Минск, областные центры, города с населением 100 тыс.+, города с населением 50-100 тыс., города с население менее 50 тыс.

Метод сбора информации – face-to-face интервью.

Цель исследования – выяснить, как ведут себя покупатели продовольственных товаров, делая покупки на долгосрочный период (1-2 недели) и покупки на каждый день.

Согласно полученным результатам, большинство горожан (78,3%) делают покупки продуктов питания на долгосрочный период. В большей степени такие покупки характерны для женщин, чем для мужчин. Отказываются от покупки продуктов питания на долгосрочный период чаще всего молодые люди в возрасте 18-24 лет.

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Покупки на долгосрочный период (1-2 недели)

Для покупок на долгосрочный период характерны большой объем, большая сумма среднего чека и покупаются продукты долгосрочного потребления.

Торговые точки для покупок продуктов питания на долгосрочный период

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Покупки продуктов питания на рынке на долгосрочный период чаще всего делают женщины пенсионного возраста (55-64 лет).

Дискаунтеры для долгосрочных покупок чаще выбирают люди в возрасте 25-34 лет, семейные пары, но чаще всего без детей. Как правило, это люди с высоким или средним специальным образованием, доход – средний и высокий.

Гипермаркеты для таких покупок часто выбирают семейные пары с детьми, как правило, это люди с высшим образованием – руководители, специалисты и служащие, с высоким доходом.

Факторы выбора: супермаркеты/магазины возле дома

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Супермаркеты/магазины возле дома выбирают для покупок продуктов питания на долгосрочный период благодаря удобному месторасположению (близость к дома или работе), приемлемым ценам, а также широкому ассортименту продуктов питания.

Факторы выбора: гипермаркеты

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Покупатели чаще всего выбирают гипермаркеты для покупок на долгосрочный период из-за широкого ассортимента продуктов питания, который там представлен. Также среди основных факторов выбора были названы специальные акции и скидки и приемлемые цены.

Факторы выбора: дискаунтеры

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Основной фактор выбора дискаунтеров – ценовой. Данный тип торговых точек выбирают для покупок продуктов питания на долгосрочный период благодаря приемлемым ценам, а также специальным скидками и акциям. Также покупатели дискаунтеров отмечают широкий ассортимент продуктов питания, который там представлен.

Факторы выбора: рынки

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Рынки для покупок продуктов питания на долгосрочный период выбирают за приемлемые цены и широкий продуктовый ассортимент.

Ключевые факторы выбора: покупки на долгосрочный период

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Ключевыми факторами выбора торговой точки для покупок на долгосрочный период являются широкий ассортимент, приемлемые цены, удобное месторасположение, специальные акции и скидки.

Чаще всего этим требованиям соответствуют супермаркеты/магазины возле дома, поэтому покупатели и выбирают их чаще для данного вида покупок. Гипермаркеты полностью удовлетворяют такие покупательские потребности, как широкий ассортимент (в большей степени, чем супермаркеты), приемлемые цены и специальные скидки и акции, но проигрывают супермаркетам/магазинам у дома по фактору удобного месторасположения, поэтому для покупок на долгосрочный период их выбирают несколько реже.

Покупки на каждый день

Для покупок на каждый день характерны небольшой объем, небольшая сумма среднего чека по сравнению с покупками на долгосрочный период и покупаются преимущественно продукты с небольшим сроком годности (молочные продукты, свежий хлеб, овощи, фрукты и т.д.)

Торговые точки для покупок продуктов питания на долгосрочный период

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Покупки продуктов питания на каждый день чаще всего совершаются в супермаркетах/магазинах возле дома (84%).

Факторы выбора: супермаркеты/магазины возле дома

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Основным фактором выбора супермаркетов/магазинов у дома для покупок на каждый день является их удобное месторасположение (близость к дому или месту работы). Также покупатели отмечают важность таких факторов, как приемлемые цены и широкий ассортимент продуктов питания.

Факторы выбора: гипермаркеты

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Гипермаркеты для данного вида покупок чаще всего выбирают благодаря широкому ассортименту продуктов питания. Также важными для потребителей являются факторы удобного месторасположения и приемлемых цен. Можно предположить, что для покупок на каждый день гипермаркеты выбирают жители близлежащих улиц, либо работающие недалеко от данного типа торговых точек.

Факторы выбора: дискаунтеры

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Дискаунтеры для покупок на каждый день выбирают благодаря широкому продуктовому ассортименту, специальным скидкам и акциям и приемлемым ценам. Люди готовы ехать за покупками в дискаунтерами даже если покупают продукты на краткосрочный период.

Факторы выбора: рынки

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Рынки для покупок на каждый день выбирают благодаря широкому ассортименту, приемлемым ценам и удобному месторасположению. Также можно предположить, что для покупок на каждый день рынки выбирают жители близлежащих улиц, либо работающие недалеко от данного типа торговых точек.

Ключевые факторы выбора: покупки на каждый день

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

Ключевыми факторами выбора торговой точки для покупки продуктов питания на каждый день являются удобное месторасположение (можно сказать это основной фактор), широкий ассортимент, и приемлемые цены. В большей степени этим факторам удовлетворяют супермаркеты/магазины возле дома, поэтому их чаще всего и выбирают для данного вида покупок.

Ключевые факторы выбора торговых точек для разных видов покупок

результаты исследования покупательского поведения городских жителей Республики Беларусь в продовольственном ритейле

На данном графике еще раз можно отметить, насколько меняются ключевые факторы выбора торговой точки, если мы говорим о разных видах покупок. При покупках на долгосрочный период возрастает значимость таких факторов, как широкий ассортимент и приемлемые цены. В то время, как для покупок на каждый день, основным факторам выбора будет удобное месторасположение торговой точки.

Выводы

- Ритейлерам сегодня важно постоянно отслеживать и понимать потребности своих покупателей, что позволит удерживать своих клиентов, привлекать новых, и успешно конкурировать с другими торговыми точками.

- У каждого вида торговых точек (а иногда даже у конкретных торговых точек) есть свои преимущества, которые важны для покупателей в определенной степени. Необходимо изучать степень важности этих факторов выбора для поддержания своих сильных сторон и улучшения слабых, которые важны для покупателей.

- Ритейлерам необходимо изучать и ориентироваться на предпочтения своей целевой группы покупателей. Например, даже такое понятие, как «приемлемая цена» может быть совсем разным для тех, кто делает покупки на долгосрочный период в гипермаркетах, и на рынках.

О компании

Компания MASMI BY – белорусское подразделение Международного агентства социальных и маркетинговых исследований. Специализация MASMI – проведение маркетинговых исследований полного цикла: от выявления потребностей Клиента, разработки дизайна исследования и сбора информации до анализа полученных данных и поиска эффективных решений озвученных Клиентом маркетинговых задач.

MASMI BY является единственной в Беларуси компанией, вступившей в Advertising Research Foundation, и первым членом ESOMAR в Беларуси (Европейское общество маркетинговых исследований и изучения общественного мнения).

MASMI BY работает на белорусском рынке 15 лет. За это время компания стала одним из признанных лидеров по проведению маркетинговых исследований в Беларуси.

По теме: