Об авторе:
Дмитрий Иванович — экономист, экономический обозреватель. Более 10 лет практической работы в оптовой торговле. Более сотни статей по текущей экономической ситуации в Беларуси в разных СМИ.
Общий объем розничной торговли в 2014 составил 308,4 трлн рублей (+6,6% в сопоставимых ценах к 2013).
Реализация продовольственных товаров увеличилась на 2,3%.
Непродовольственных – на 10,8%.
Вот по каким товарным позициям зафиксировано наибольшее падение и наибольший рост продаж (в сопоставимых ценах).
Индекс объема реализации отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров в 2014, в % к 2013
Как видно, рост цен на табак и алкоголь снизили их потребление населением.
В группе падения также автомобильное топливо. Привязка стоимости топлива к доллару США на фоне падающих цен на нефть и снижения стоимости бензина и дизтоплива в России привели к падению продаж на отечественных АЗС на 5,2% по сравнению с 2013 годом.
В декабре 2014, несмотря на всплеск покупательской активности, вызванной девальвацией национальной валюты, объем товарооборота (в сопоставимых ценах) лишь на 0,4% превзошел уровень декабря 2013.
Наблюдалось сохранение роста товарооборота в центральных районах страны и падение продаж в приграничных с Россией, Польшей и странами Балтии регионах. Девальвация в России и Украине, рождественские скидки в странах ЕС сделали выгодными поездки за товарами в соседние страны.
Розничный товарооборот в регионах Беларуси в декабре 2014, в % к декабрю 2013
Центрами розничной торговли традиционно выступают крупные города. Минск по объему розничного товарооборота превосходит две любые области Беларуси.
Значительный товарооборот Минского района обусловлен большим числом торговых центров, расположенных вдоль кольцевой автодороги в непосредственной близости со столицей.
Объем розничного товароборота в регионах Беларуси в 2014
Тенденции 2015 года:
- ожидается резкое падение продаж сложнобытовой техники, автомобилей;
- снижение доходов населения Беларуси традиционно приведет к увеличению удельного веса продуктов питания в потребительских расходах;
- расширение розничных сетей либо прекратится, либо будет носить крайне ограниченный локальный характер.
Хорошим результатом будет сохранение объемов продаж на уровне прошлого года.