Рынок торговой недвижимости: факты и комментарии

11.11.2015
Рынок торговой недвижимости: факты и комментарии

Согласно последнему отчету компании «Твоя столица. Управление проектами», рынок долевого строительства торговых площадей в Беларуси разделен на встроенные в жилье торговые помещения и торговые площади, расположенные в торговых центрах. Практически каждый строящийся в настоящее время многоквартирный жилой дом от коммерческих застройщиков предполагает наличие в цокольном или первом этаже торговых помещений.

Средняя площадь встроенных в жилые дома торговых помещений составляет порядка 60-120 кв. м, а средняя цена составляет 1 800-2 100 $/кв. м. с НДС. Разброс цен на подобные помещения, как впрочем, и на все объекты торговой недвижимости, зависит от:

- расположения дома;

- наличия и объёма пешеходных потоков;

- размещения помещения в составе жилого дома (выход и окна во двор или на главную улицу, в цоколе или на первом этаже);

- функциональных характеристик помещения (планировочные решения, площадь остекления, количество отдельных входов).

Этой осенью, торговые площади предлагаются лишь в двух торговых центрах, в то время как еще в начале года их было в два раза больше. За 10 месяцев текущего года в одном из строящихся торговых центров уже полностью распроданы помещения, а строительство второго приостановлено на неопределенный срок.

До окончания строительства оставшихся на рынке «долевки» торговых центров, потенциальным покупателям придется ждать, как минимум, календарный год. Стоимость строительства кв. м. начинается от $2 500 с НДС, возможна рассрочка на период строительства при первоначальном взносе от 20%. За эти деньги покупатель получит выбранное торговое помещение с черновой отделкой, предполагающей лишь подведенную вентиляцию, систему пожаротушения, подвешенный потолок и установленные стеклянные витрины.

Как бы эффектно не выглядели красочные рендеры строящихся торговых центров, покупателям-инвесторам следует принимать во внимание следующие риски:

- большая вероятность увеличения сроков строительства или затягивание открытия торгового центра;

- низкая, но все же вероятность, приостановки строительства на неопределенный срок;

- необходимость самостоятельного проведения чистовой отделки;

- необходимость «замораживания» денег на строительство, в то время как в настоящее время на рынке широкий выбор уже готовых торговых помещений.

Актуальные тенденции ценообразования на рынке аренды торговых площадей таковы, что с начала 2015 года средняя арендная ставка предложения на торговые площади снизилась на 30%.

Арендаторы, при выборе торгового центра для размещения своей торговой точки в первую очередь обращают внимание на его посещаемость. Именно этот показатель имеет основополагающий вес при принятии решения об аренде. Хорошим уровнем среднедневной посещаемости в настоящее время являются 9 000 человек для ТЦ районного масштаба, 14 000 человек для ТЦ формата fashion и 18 000 и более для крупных торгово-развлекательных центров. Средний уровень арендных ставок в подобных объектах находится на уровне 20 €/кв. м. c НДС для районных ТЦ, 25 €/кв. м. с НДС для ТЦ формата fashion и 30 €/кв. м. с НДС и выше для крупных ТРЦ.

Названные арендные ставки являются усредненными и по каждому конкретному объекту могут отличаться в ту или иную сторону. Кроме того, значительное влияние на величину арендной ставки оказывают следующие факторы:

- площадь арендуемого помещения и его расположение в составе ТЦ;

- группа товаров, представляемая арендатором.

 

Читать также:

Рынок торговой недвижимости по итогам первого полугодия 2015 г.

На рынке торговой недвижимости Беларуси по-прежнему предложение превышает спрос

По теме: