Потребительская уверенность беларусов вышла в плюс

02.11.2022
Потребительская уверенность беларусов вышла в плюс
Все рекламные возможности портала belretail.by

Данные трех онлайн-опросов городских жителей в возрасте 18-64 года, проведенных компанией BEROC, свидетельствуют об увеличении индекса потребительской уверенности беларусов.

Положительная динамика фиксируется не смотря на военные действия в Украине, санкции, введенные против Беларуси и России и снижающийся экономический рост в 2022-ом году.

Опросы проводились со 2 по 8 декабря 2021 года, с 19 по 25 апреля и с 26 по 31 августа 2022 года.


Индекс потребительской уверенности — индикатор, составленный из нескольких вопросов опроса домашних хозяйств. Он разработан для измерения потребительской уверенности, определенной как степень оптимизма относительно состояния экономики, который население выражает через свое потребление и сбережение. Индекс состоит из микро- (например, материальное положение семьи и т.д.) и макроориентированных (экономическая ситуация сейчас и в течение следующих 12 месяцев) вопросов.

Данный показатель дает представление о будущем развитии потребления и сбережений домохозяйств, и основан на их текущих оценках и прогнозах своего финансового состояния и экономики страны, а также склонности покупать товары долгого пользования. В наших исследованиях он рассчитывается по методикам, используемым Росстатом и Евростатом.


Данные проведенного онлайн-опроса домашних хозяйств показывают, что введенные санкции, война России с Украиной и снижающийся экономический рост в 2022-ом году пока не повлияли значительно на настроения беларусов — 30% (снижение на 5 п.п.) респондентов сообщали о сокращении доходов без учета влияния инфляции и курса, а 3.4% (снижение на 0.8 п.п.) сообщали о потере работы за последние две недели.

В то же время 35% (снижение на 6 п.п.) из тех, кто говорит о сокращении доходов, экономят на еде. Несмотря на серьезные текущие и будущие вызовы перед беларусской экономикой, ожидания беларусов улучшились

По мнению экспертов BEROC улучшение может быть вызвано следующими факторами:

  • стабилизацией ситуации на валютном рынке,
  • замедлением спада ВВП и достижением «локального минимума» спада,
  • влиянием беларусских и российских государственных медиа,
  • нереализованными негативными ожиданиями в предыдущих периодах.

Основные результаты

Индекс потребительской уверенности

Значение индекса потребительской уверенности, включающего в себя 5 компонентов (методология Росстата), в августе 2022-го составило -23% — оно увеличилось на 5 процентных пункта по сравнению с апрелем 2022-го.

Значение индекса потребительской уверенности без учета компонента текущего состояния экономики (методология Евростата) увеличилось с -23% в апреле до -18% в августе 2022-го, что выше большинства стран Европы.

Самый большой негативный вклад в индекс вносил компонент текущего состояния страны, который составлял -41% (увеличение на 6 п.п).

Как и прежде, оценки текущего состояния страны и личного благосостояния контрастировали с оценками будущего, в котором лишь слегка увеличилась доля оптимистичных ответов и значительно увеличилась доля тех, кто затрудняется ответить, за счет снижения доли пессимистичных ответов.

В оценках будущего развития экономики (Q2) стало меньше негатива, и по сравнению с апрелем наблюдаются следующие изменения: а) увеличилась доля нейтральных ответов с 11% до 18%, б) доля негативных ответов слегка снизилась с 41% до 39%.

Доходы

Доля людей, которые в августе 2022-го говорили о снижении своих доходов за последний месяц, заметно снизилась с 52% до 43%.

Всего лишь 9% (незначительный рост на 1 п.п.) домохозяйств считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, что отражает определенный уровень потребительской депрессии.

Основными причинами падения доходов в августе были цены, изменения валютного курса, уменьшение премий, отмена повышения зарплаты снижение, а также снижение количества заказов. Стоит обратить внимание на снижение значения фактора изменения курса рубля больше, чем на 20 п.п. по сравнению с апрелем.

Из 43% респондентов, почувствовавших снижение доходов, 44% (рост 2 п.п.) стали покупать более дешевую одежду или покупать ее реже, 45% (рост 2 п.п.) начали экономить на отдыхе и развлечениях, экономили на еде 35% (снижение 6 п.п.), 34% (разница 0 п.п.) откладывали крупные покупки, 13% (снижение 3 п.п.) тратили как раньше, откладывая меньше либо залезая в сбережения, а 10% (значение не изменилось.) были вынуждены просрочить регулярные платежи, например, коммуналку или выплаты по кредит (Рис. 6). Классический вариант реакции на снижение доходов — не менять профиль потребления, что соответствует варианту «мы тратим как раньше, просто не откладываем или даже залезаем в сбережения», однако довольно значительная часть — 35% экономили на еде, что является особенно тревожным сигналом, несмотря на некоторое снижение по сравнению с предыдущим периодом. Доля экономящих на еде была наиболее высокой среди возрастной группы 18-24, живущих в Витебской области, среди людей с низким доходом (до 500 BYN) и работающих в сельском хозяйстве и здравоохранении.

Рынок труда

Доля тех, кто потерял работу за последние две недели находилась на относительно низком уровне 3,4%, однако уровень потери работы среди друзей и знакомых — 18,0% — выше среднего значения при схожих показателях у потерявших работу в предыдущие периоды.

Смотрящие ТВ респонденты и особенно те из них, которые являются аудиторией госСМИ склонны быть более оптимистичными в своих оценках текущего и будущего состояния как экономики в целом, так и благосостояния своей семьи.

Смотреть полную версию аналитического отчета


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: