Согласно докладу, опубликованному Forrester Research, в 2016-17 годах покупатели мира совершали чуть более 50% онлайн-расходов через маркетплейсы. В Беларуси согласно недавнему исследованию e-data.by в ТОП-10 сайтов, где беларусы совершали покупки за последние 12 мес. половина площадок относится к категории маркетплейс.
В мире
В глобальном масштабе к 2022 году доля маркетплейсов в онлайн-затратах может вырасти до 67%. При этом долю 75% в этом сегменте будут занимать Amazon, площадки группы Alibaba, JD.com и eBay.
Эксперты считают, что маркетплейсы, создавая бесконечный поток торговли онлайн, становятся новым полем битвы для операторов розничной торговли.
Исследование Forrester Research также показало, что более 50% покупателей Японии, Индии и Китая предпочитают именно на маркетплейсах, а не на других сайтах, получать информацию о потенциальных покупках.
Т.е. помимо покупок, маркетплейсы являются местом для поиска, изучения и сравнения товаров онлайн с последующей их покупкой офлайн
Еще одним стимулом выбора маркетплейса, а не независимых сайтов, является простота оплаты — это ключевая причина в Китае, где за пределами маркетплейсов очень трудно «прикрутить» к независимому сайту функционал быстрой онлайн-оплаты.
Ряд платежных онлайн-платформ Китая работает только на маркетплейсах, принадлежат им частично или полностью. Так, 75% GMV группы Alibaba проходит через ее собственную платежную платформу AliPay.
Однако бурный рост количества продавцов и покупателей не всегда является для маркетплейсов радужной перспективой. Нередко затраты на адекватное этому росту масштабирование маркетплейса начинают расти быстрее, чем его доходы при прежней модели монетизации.
В этой ситуации маркетплейсу невыгодно продавать дешевые товары и услуги.
Так, у Amazon доходы от платежей за доставку в 2016 году составили всего 55% от его расходов (доставка с этого маркетплейса является основным преимуществом площадки). Если учесть, что расходы этого ритейлера на доставку в том же году составляли $16 млрд, то нетрудно подсчитать, что Amazon в 2016 году потерял на своей модели оплаты доставки свыше $7 млрд.
Стоимость доставки Amazon в 2017 году росла быстрее, чем ее доходы от доставки. У eBay наверняка ситуация еще печальнее, т.к. ритейлер большинство транзакций в США, Великобритании и Германии осуществляет бесплатно.
Беларусь
Согласно исследованию e-data.by, ТОП-10 сайтов, где беларусы совершали покупки за последние 12 месяцев, наполовину состоит из маркетплейсов. При этом самые сильные позиции у Aliexpress: 95% беларусов знают китайскую площадку хотя бы по названию, 69% делали на ней покупки в течение полугода, 44% покупают там чаще всего. Ближайший преследователь Aliexpess.com — Kufar.by — почти также известен, однако белорусы совершают на нем покупки на 20% реже. Кроме Aliexpess и «Куфара», в ТОП-10 вошли Wildberries.by, Onliner.by и Deal.by.
Если сравнить маркетплейсы со специализированными интернет-магазинами (продает одну категорию товаров) и брендовыми интернет-магазинами (продает товары одной марки), то беларусы предпочтут купить на маркетплейсе следующие категории товаров: одежду, обувь и аксессуары, товары для детей, товары повседневного пользования, товары для отдыха и продукты питания для дома.
«В Беларуси огромное влияние Aliexpess, и оно будет только усиливаться, — считает руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич. — Если мы хотим сохранить рынок за беларусами, то нужно развивать сервис, который будет лучше чем в Китае. Если у покупателя будет выбор: купить умные часы на Aliexpress и ждать несколько недель или купить в Беларуси чуть дороже, но получить уже сегодня — высока вероятность, что он выберет последнее. А если у продавца получится создать положительное впечатление, например, он красиво упакует покупку или приложит к ней карту постоянного клиента, покупатель и вовсе будет возвращаться к нему снова и снова.
В марте мы провели исследование рынка e-commerce и выяснили, что для беларусских потребителей самое большое значение при выборе интернет-магазина имеет выгодное предложение: оптимальная цена + качество. Об этом заявили 95% респондентов. Однако о том, что для них важны оптимальные условия оплаты и доставки, сказали всего на 2% меньше людей. В этом и кроется возможность для локальных игроков. Расширять ассортимент, улучшать сервис, делать более быстрой и удобной оплату и доставку — вот, над чем нужно работать белорусским онлайн-продавцам, если они не хотят быть поглощены глобальными игроками».