Беларусские банки все чаще стали создавать вокруг себя экосистемы нефинансовых сервисов и маркетплейсы. Однако такой подход не очень нравится Национальному банку. Поэтому регулятор банковского сектора хочет взять данный вопрос под свой контроль, закрепив это на законодательном уровне, сообщает ilex.by.
Экосистема — это набор сервисов и услуг, объединенных вокруг одной компании. Например, «Яндекс» помимо почты и поиска информации предлагает другие разные услуги — от заказа еды до вызова такси.
Для пользователей экосистем главное преимущество в удобстве работы с единой платформой: есть единый клиентский ID, нет необходимости все время вводить логин и пароль. Помимо этого, имеется и централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре. Плюс для клиента внутри экосистемы более привлекательные условия, чем при использовании отдельных сервисов. Прежде всего, за счет разнообразных подписок
По оценке экспертов McKinsey, к 2025 году на экосистемы может прийтись около 30% глобального ВВП ($60 трлн).
Опасность экосистем кроется в монополизации рынка крупными компаниями. Особенности платформенных бизнес-моделей (фокус на стремительный набор клиентской базы для активизации сетевых эффектов, склонность клиентов оставаться внутри экосистемы, эффект экономии на масштабе, формирование и анализ больших клиентских данных, их использование для маркетинга и продвижения товаров, в том числе при выходе платформ на новые сегменты) создают мощную основу роста их рыночной власти, вплоть до доминирования на рынках, на которых они представлены.
А как в Беларуси
В Беларуси свои экосистемы продвигают такие российские игроки как Сбербанк, Альфа-Банк, «Яндекс», Mail.ru Group. Однако, масштаб их деятельность не так широк, как в России.
Тем не менее Национальный банк предложил внести изменения в Банковский кодекс, которые наделят его полномочиями по регулированию деятельности банков в части создания экосистем и маркетплейсов. Это следует из статьи, написанной представителями Нацбанка для ведомственного журнала «Банковский вестник».
Представители регулятора отметили, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для деятельности банков в качестве экосистем или маркетплейсов.
При этом ссылки отдельных банков на то, что они действуют в рамках оказания консультационных или информационных услуг (которые разрешено оказывать банкам в соответствии с частью четвертой статьи 14 Банковского кодекса), Нацбанку представляются несостоятельными, «поскольку под указанными информационными и консультационными услугами понимается предоставление информации или оказание клиентам консультаций относительно услуг, предоставляемых самими банками, а не продажа товаров, работ и услуг третьих лиц с использованием IT-платформ банка».
«Анализ предлагаемых банками вариантов реализации экосистем и маркетплейсов приводит к понимаю, что они собираются «торговать» базой своих клиентов (предлагая продавцам товаров, работ и услуг обширные возможности по рекламе среди клиентской базы банка), при этом не создавая дополнительной ценности для конечного потребителя в отличие от традиционных экосистем и маркетплейсов», говорится в статье.
В Нацбанке считают, что «нерегулируемое развитие экосистем может привносить новые риски как для участников экосистем, так и для иных экономических субъектов, на которые влияет их деятельность, и для экономики в целом». Такими рисками становятся «риски недобросовестной конкуренции и монополизации отдельных сегментов рынка, дискриминации участников экосистемы, монополизации технологий, неправомерного использования персональных данных клиентов, недостаточности информационной безопасности и защиты от мошенничества».
По мнению экспертов необходимо найти баланс интересов, чтобы избыточное регулирование не погубило все инициативы бизнеса, не ухудшило качество услуг для потребителей и не оказало негативного воздействия на развитие цифровой экономики.