Нацбанк хочет взять под контроль банковские экосистемы нефинансовых сервисов

01.07.2022
Нацбанк хочет взять под контроль банковские экосистемы нефинансовых сервисов
Все рекламные возможности портала belretail.by

Беларусские банки все чаще стали создавать вокруг себя экосистемы нефинансовых сервисов и маркетплейсы. Однако такой подход не очень нравится Национальному банку. Поэтому регулятор банковского сектора хочет взять данный вопрос под свой контроль, закрепив это на законодательном уровне, сообщает ilex.by.

Экосистема — это набор сервисов и услуг, объединенных вокруг одной компании. Например, «Яндекс» помимо почты и поиска информации предлагает другие разные услуги — от заказа еды до вызова такси.

Для пользователей экосистем главное преимущество в удобстве работы с единой платформой: есть единый клиентский ID, нет необходимости все время вводить логин и пароль. Помимо этого, имеется и централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре. Плюс для клиента внутри экосистемы более привлекательные условия, чем при использовании отдельных сервисов. Прежде всего, за счет разнообразных подписок

По оценке экспертов McKinsey, к 2025 году на экосистемы может прийтись около 30% глобального ВВП ($60 трлн).

Опасность экосистем кроется в монополизации рынка крупными компаниями. Особенности платформенных бизнес-моделей (фокус на стремительный набор клиентской базы для активизации сетевых эффектов, склонность клиентов оставаться внутри экосистемы, эффект экономии на масштабе, формирование и анализ больших клиентских данных, их использование для маркетинга и продвижения товаров, в том числе при выходе платформ на новые сегменты) создают мощную основу роста их рыночной власти, вплоть до доминирования на рынках, на которых они представлены.

А как в Беларуси

В Беларуси свои экосистемы продвигают такие российские игроки как Сбербанк, Альфа-Банк, «Яндекс», Mail.ru Group. Однако, масштаб их деятельность не так широк, как в России.

Тем не менее Национальный банк предложил внести изменения в Банковский кодекс, которые наделят его полномочиями по регулированию деятельности банков в части создания экосистем и маркетплейсов. Это следует из статьи, написанной представителями Нацбанка для ведомственного журнала «Банковский вестник».

Представители регулятора отметили, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для деятельности банков в качестве экосистем или маркетплейсов.

При этом ссылки отдельных банков на то, что они действуют в рамках оказания консультационных или информационных услуг (которые разрешено оказывать банкам в соответствии с частью четвертой статьи 14 Банковского кодекса), Нацбанку представляются несостоятельными, «поскольку под указанными информационными и консультационными услугами понимается предоставление информации или оказание клиентам консультаций относительно услуг, предоставляемых самими банками, а не продажа товаров, работ и услуг третьих лиц с использованием IT-платформ банка».

«Анализ предлагаемых банками вариантов реализации экосистем и маркетплейсов приводит к понимаю, что они собираются «торговать» базой своих клиентов (предлагая продавцам товаров, работ и услуг обширные возможности по рекламе среди клиентской базы банка), при этом не создавая дополнительной ценности для конечного потребителя в отличие от традиционных экосистем и маркетплейсов», говорится в статье.

В Нацбанке считают, что «нерегулируемое развитие экосистем может привносить новые риски как для участников экосистем, так и для иных экономических субъектов, на которые влияет их деятельность, и для экономики в целом». Такими рисками становятся «риски недобросовестной конкуренции и монополизации отдельных сегментов рынка, дискриминации участников экосистемы, монополизации технологий, неправомерного использования персональных данных клиентов, недостаточности информационной безопасности и защиты от мошенничества».

По мнению экспертов необходимо найти баланс интересов, чтобы избыточное регулирование не погубило все инициативы бизнеса, не ухудшило качество услуг для потребителей и не оказало негативного воздействия на развитие цифровой экономики.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: