Согласно данным очередного омнибуса, проведенного исследовательской компанией МАСМИ в марте текущего года, чаще всего беларусы сталкиваются с ростом цен на товары и услуги. Практически треть — с вынужденной экономией, паникой и депрессией в окружении и уменьшением доходов.
Было опрошено 1000 человек в возрасте от 18 до 64 лет, постоянно проживающие в городах. Выборка пропорциональная, репрезентативна всему населению Беларуси по полу и возрасту.
Метод исследования — CAPI: личное интервью по структурированному опросному листу, размещенному на планшете или смартфоне.
Кроме Омнибуса было проведено 30 глубинных интервью (15 до 30 лет, 15 старше 30 лет) с целью узнать, есть ли различия в экономии в зависимости от возраста.
С какими явлениями Вам лично пришлось столкнуться в этом году
Чаще всего респонденты отмечали рост цен на товары и услуги. Чуть меньше трети упоминали о вынужденной экономии на товарах и услугах, панике и депрессии в окружении, а также об уменьшении доходов семьи.
Женщины чаще сталкивались с паникой и депрессией в окружении (35%). Этот показатель существенно выше среди женщин, чем в выборке в целом.
На чем Вы начали экономить в этом году?
Самые частые статьи экономии – отдых, отпуск и развлечения. При этом мужчины чаще экономят на спиртных напитках и сигаретах, а также на расходах на транспорт.
Также мужчины в возрастной группе 18-24 чаще отмечали, что они не экономили ни на каких продуктах и товарах.
Экономия на продуктах питания характерна чаще для самой старшей возрастной группы (55-64) и для женщин.
Также женщины чаще экономят на косметике и средствах гигиены.
В возрастной группе 35-44 чаще экономят на отпуске и отдыхе, а для молодежи (18-24) такая экономия характерна меньше всего.
Также молодежь реже остальных экономит на покупке бытовой техники.
На каких продуктах питания экономят беларусы?
Порядка 18-27% отмечают, что за последние 3 месяца они экономят на продуктах питания. В случае экономии чаще выбирают более дешевую беларусскую марку.
На непродовольственных товарах экономят беларусы?
Для непродовольственных товаров отмечается такая же ситуация, что и для продуктов питания. Примерно 20-31% экономит на тех или иных товарах. При этом чаще выбирают более дешевую беларусскую марку для замены.
По мнению специалистов МАСМИ тенденция к экономии набирает обороты: респонденты охотнее приобретают товары на скидках и ограничивают себя в необязательных расходах.
Однако большинство респондентов не считают себя в полной мере экономными.
Стратегии экономии
- Ограничение себя НЕ в базовых товарах и услугах: (какие-то свои желания и потребности отодвинуть на задний план)
- Сбережение финансовых средств: (да откладываешь деньги и все)
- Хранение денежных ресурсов в другой валюте: (я перевожу деньги в другую валюту)
- Четкое следование списку при походе в магазине: (всегда составляю список, чтобы ничего не забыть и на лишнее не нарваться)
- Путем торга с продавцом: (когда покупаешь б/у технику, можно поторговаться)
- Отслеживание акционных предложений и скидок: (можно выслеживать скидки и акции; ждать какие-то скидки в магазине; идешь в магазин, когда акции)
- Приобретение бонусных и скидочных карт (большое количество скидочных карт во все магазины)
Мотивы беларусов экономить денежные средства
- Желание приобрести что-то дорогостоящее
- Нехватка денежных средств
- Непредвиденные расходы
- Привычка иметь сбережения
Что чувствуют беларусы, которые вынуждены экономить?
Грусть и собственную неполноценность. Когда не можешь себе позволить то, что тебе необходимо можно впасть в депрессию.
Некоторые ненавидят себя, потому что должны себе в чем-то отказывать и экономить на каких-либо базовых вещах.
Неприязнь, поскольку для того, чтобы приобрести определенный товар, следует отказывать себе в чем-то другом.
ЦА-30+ чаще отмечали, что это не так страшно, и печально, значит так нужно. Не так это уже страшно и печально все.
Как беларусы оценивают текущую экономическую ситуацию
- Напуганы экономической ситуацией и ростом цен.
- Будет еще хуже, страх перед дефолтом. Ситуация становится все хуже. Есть опасения что в нашей стране будет еще хуже чем сейчас. Вполне возможно, что страна придет просто к дефолту
- Сокращения ассортиментного ряда товаров.
- Экономия – мера, которой не избежать. Нужно будет учиться экономить всем, никуда не деться.
Среди оптимистичных настроений: не в первый раз, прорвемся и я верю в лучшее и стараюсь не унывать.
Основные выводы
Многие получают удовольствие в результате сэкономленных денежных средств.
Вынужденная экономия вызывает по большей части негативные эмоции: грусть, подавленность, неполноценность.
Наиболее частые категории товаров, пригодные для экономии – досуг, косметика, одежда, продукты питания.
Настроения респондентов в текущей экономической ситуации: страх, тревога, ощущение бессилия.