Какие новые модели потребительских предпочтений появились у беларусов. Исследование

17.06.2022
Какие новые модели потребительских предпочтений появились у беларусов. Исследование
Все рекламные возможности портала belretail.by

Согласно данным очередного омнибуса, проведенного исследовательской компанией МАСМИ в марте текущего года, чаще всего беларусы сталкиваются с ростом цен на товары и услуги. Практически треть — с вынужденной экономией, паникой и депрессией в окружении и уменьшением доходов.

Было опрошено 1000 человек в возрасте от 18 до 64 лет, постоянно проживающие в городах. Выборка пропорциональная, репрезентативна всему населению Беларуси по полу и возрасту.

Метод исследования — CAPI: личное интервью по структурированному опросному листу, размещенному на планшете или смартфоне.

Кроме Омнибуса было проведено 30 глубинных интервью (15 до 30 лет, 15 старше 30 лет) с целью узнать, есть ли различия в экономии в зависимости от возраста.

С какими явлениями Вам лично пришлось столкнуться в этом году

 новые модели потребительских предпочтений у белорусов. Исследование МАСМИ

Чаще всего респонденты отмечали рост цен на товары и услуги. Чуть меньше трети упоминали о вынужденной экономии на товарах и услугах, панике и депрессии в окружении, а также об уменьшении доходов семьи.

Женщины чаще сталкивались с паникой и депрессией в окружении (35%). Этот показатель существенно выше среди женщин, чем в выборке в целом.

На чем Вы начали экономить в этом году?

 новые модели потребительских предпочтений у белорусов. Исследование МАСМИ

Самые частые статьи экономии – отдых, отпуск и развлечения. При этом мужчины чаще экономят на спиртных напитках и сигаретах, а также на расходах на транспорт.

Также мужчины в возрастной группе 18-24 чаще отмечали, что они не экономили ни на каких продуктах и товарах.

Экономия на продуктах питания характерна чаще для самой старшей возрастной группы (55-64) и для женщин.

Также женщины чаще экономят на косметике и средствах гигиены.

В возрастной группе 35-44 чаще экономят на отпуске и отдыхе, а для молодежи (18-24) такая экономия характерна меньше всего.

Также молодежь реже остальных экономит на покупке бытовой техники.

На каких продуктах питания экономят беларусы?

 новые модели потребительских предпочтений у белорусов. Исследование МАСМИ

Порядка 18-27% отмечают, что за последние 3 месяца они экономят на продуктах питания. В случае экономии чаще выбирают более дешевую беларусскую марку.

На непродовольственных товарах экономят беларусы?

 новые модели потребительских предпочтений у белорусов. Исследование МАСМИ

Для непродовольственных товаров отмечается такая же ситуация, что и для продуктов питания. Примерно 20-31% экономит на тех или иных товарах. При этом чаще выбирают более дешевую беларусскую марку для замены.

По мнению специалистов МАСМИ тенденция к экономии набирает обороты: респонденты охотнее приобретают товары на скидках и ограничивают себя в необязательных расходах.

Однако большинство респондентов не считают себя в полной мере экономными.

 новые модели потребительских предпочтений у белорусов. Исследование МАСМИ

Стратегии экономии

  • Ограничение себя НЕ в базовых товарах и услугах: (какие-то свои желания и потребности отодвинуть на задний план)
  • Сбережение финансовых средств: (да откладываешь деньги и все)
  • Хранение денежных ресурсов в другой валюте: (я перевожу деньги в другую валюту)
  • Четкое следование списку при походе в магазине: (всегда составляю список, чтобы ничего не забыть и на лишнее не нарваться)
  • Путем торга с продавцом: (когда покупаешь б/у технику, можно поторговаться)
  • Отслеживание акционных предложений и скидок: (можно выслеживать скидки и акции; ждать какие-то скидки в магазине; идешь в магазин, когда акции)
  • Приобретение бонусных и скидочных карт (большое количество скидочных карт во все магазины)

Мотивы беларусов экономить денежные средства

  • Желание приобрести что-то дорогостоящее
  • Нехватка денежных средств
  • Непредвиденные расходы
  • Привычка иметь сбережения

Что чувствуют беларусы, которые вынуждены экономить?

Грусть и собственную неполноценность. Когда не можешь себе позволить то, что тебе необходимо можно впасть в депрессию.

Некоторые ненавидят себя, потому что должны себе в чем-то отказывать и экономить на каких-либо базовых вещах.

Неприязнь, поскольку для того, чтобы приобрести определенный товар, следует отказывать себе в чем-то другом.

ЦА-30+ чаще отмечали, что это не так страшно, и печально, значит так нужно. Не так это уже страшно и печально все.

Как беларусы оценивают текущую экономическую ситуацию

  • Напуганы экономической ситуацией и ростом цен.
  • Будет еще хуже, страх перед дефолтом. Ситуация становится все хуже. Есть опасения что в нашей стране будет еще хуже чем сейчас. Вполне возможно, что страна придет просто к дефолту
  • Сокращения ассортиментного ряда товаров.
  • Экономия – мера, которой не избежать. Нужно будет учиться экономить всем, никуда не деться.

Среди оптимистичных настроений: не в первый раз, прорвемся и я верю в лучшее и стараюсь не унывать.

Основные выводы

Многие получают удовольствие в результате сэкономленных денежных средств.

Вынужденная экономия вызывает по большей части негативные эмоции: грусть, подавленность, неполноценность.

Наиболее частые категории товаров, пригодные для экономии – досуг, косметика, одежда, продукты питания.

Настроения респондентов в текущей экономической ситуации: страх, тревога, ощущение бессилия.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: