Компания LOGCONSULT провела исследование рынка экспресс-доставки, в котором проанализировала и рынок агрегаторов доставки еды.
Как отмечается в исследовании «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020», в Беларуси работают 8 служб доставки еды (агрегаторов): menu.by (ООО «Менюбай»), delivio.by (ООО «Деливери Плюс»), just-eat.by (ООО «Фуд клаб»), enot.delivery.by (ООО «Тейсти Сторис»), 24eda.by (ООО «24 Групп»), hereisfood.by (ООО «Нокта Логистик»), carte.by (ООО «КартэБай), menu-menu.by (ООО «Фудтех системс»).
Приходят новые агрегаторы
Растущий спрос на доставку еды, подталкивает к приходу в эту сферу новых агрегаторов. С февраля 2020 г. начал работать delivio.by, который вероятно потеснит основного игрока рынка доставки еды menu.by. C апреля 2020 г. ООО «Фудтех системс» запустил menu-menu.by. На белорусском рынке пока не представлен агрегатор Яндекс.Еда. Menu.by (работает с октября 2016 г.) и delivio.by (работает с февраля 2020 г.), занимают порядка 60% рынка доставки еды. Приход новых игроков усилит конкуренцию на рынке агрераторов доставки еды.
Представители Яндекса пока не дают никаких комментариев по поводу запуска сервиса Яндекс.Еда в Минске.
Запуск в Минске сервиса Яндекс.Еда – это дело ближайшего будущего. Успешный старт Яндекс.Доставки в Минске, позволит в ближайшем будущем запустить и доставку еды из ресторанов. В случае запуска сервиса Яндекс.Еда, серьезными конкурентами Яндекса станут два основных игрока menu.by и delivio.by.
Колоссальный рост демонстрирует агрегатор delivio.by (запущен с февраля 2020 г.), который очень вовремя зашел на рынок и возможно он даже потеснит на рынке основного игрока menu.by, – отмечается в исследовании.
Сервисы по доставке еды работают по 2 бизнес-моделям: доставка собственными курьерами или по модели «маркетплейс», когда заказы доставляют курьеры самих ресторанов. Некоторые из агрераторов пытаются совместить две эти модели, и службу доставки и маркетплейс.
В период пандемии covid-19 многие рестораны начали развивать собственную службу доставки, однако по затратам это очень дорогостоящий процесс. Затратная часть состоит из расходов на транспорт, оплату работы курьеров, формирование колл-центра, разработку мобильных приложений, сайта и т.д. Поэтому вместо того, чтобы запускать доставку, многие обращаются к агрегаторам, но они забирают от 25 до 35% от суммы заказа в качестве комиссии. Например, в menu.by такая комиссия составляет – 30% от суммы чека. При этом поток денег не идет сразу на счет ресторана, а идет агрегатору, а через 1-2 недели – ресторану за вычетом комиссии.
Время доставки – основная проблема любого агрегатора
Например, обещали привезти за 40 минут, а заказ приехал через 1,5 часа. Это снижает лояльность клиентов к агрегатору. И, к сожалению, с этим сложно что-то сделать. Эффективной формулы решения этой проблемы нет. Нужно правильно настраивать работу программного обеспечения, которое само ищет ближайшего курьера, рассчитывает расстояние и соответственно время доставки, да и может прогнозировать спрос в разных районах Минска.
Некоторых крупных игроков ресторанного бизнеса смущает и то, что аргераторы не отбирают заведения по репутации, а готовы работать со всеми подряд, даже с ларьками шаурмы. Некоторые рестораторы, такое товарное соседство оценивают, как негативное. Эта проблема будет решена по мере развития рынка агрераторов доставки еды и появления новых крупных игроков.
Но пандемия дала и негативный момент, к агрегаторам начало подключаться много ресторанов. В связи с этим увеличилась нагрузка на курьеров, иногда они просто не успевают доставлять, выросли сроки доставки.
В связи с пандемией covid-19 спрос на доставку еды вырос
Было представление о том, что сейчас, в условиях пандемии covid-19 и карантина (самоизоляции), люди повально начнут заказывать еду на дом. Но такого практически не произошло. Трендом является повышенный спрос на аукционные предложения (иногда их цена ниже чем в ресторане) и предложения еды низшей и средней ценовой категории.
Полную версию исследования можно получить на платной основе.
Для этого необходимо...