Термин sustainable fashion (устойчивая мода), давно вышел за пределы профессионального словаря fashion-индустрии и вошел в повседневный обиход. В 2019 году ответственное потребление стало не просто модным трендом, а необходимостью. Угроза глобального потепления и загрязнения окружающей среды сегодня волнует не только экоактивистов. Сегодня как большие корпорации, так и нишевые fashion-бренды ведут борьбу с избыточным потреблением вещей с целью пересмотреть подход к производству. Как следствие меняются покупательские привычки.
Ежегодно в мире производится примерно 150 млрд единиц одежды, и это делает модную индустрию одной из самых опасных для экологии. Только в 2015 году этот сектор легкой промышленности загрязнил атмосферу 1,2 млрд тонн парниковых газов — это намного больше, чем за тот же период произвели все самолеты и корабли в мире.
Больше всего для экологии опасна концепция fast fashion, продвигаемая крупными масс-маркет компаниями, производителями одежды низкого качества по доступной цене. Они стимулируют своего покупателя приобретать каждый сезон новые вещи, чтобы клиент избавился от них через несколько месяцев и пришел за новыми. В большинстве своем такая одежда сделана из материалов, окрашенных химическими красителями, она не выдерживает большого количества стирок, быстро теряет форму и чаще всего оказывается в мусорном ведре в течение полугода. Казалось бы, все очевидно: нужно отказаться от искусственно созданных материалов и делать выбор в пользу натуральных, но не все так просто.
Одежда не разлагается быстро, даже если сделана из натуральных материалов — хлопка и шелка.
Семь правил осознанного потребителя:
Бренд, который вы выбираете, ответственно использует природные ресурсы
Бренды — приверженцы устойчивой моды используют безопасные материалы, в том числе практикуют безотходный крой. В ход идут материалы из переработанных пластиковых бутылок для производства обуви и одежды, пуговицы из металлических банок, белье из волокон бука, трикотаж из переработанных рыболовных сетей и апельсинового жмыха и даже платья из океанического мусора. Конечно, речь идет и о полном отказе от натурального меха и кожи.
Вы поддерживаете этичное производство
То есть рублем голосуете за компании, которые не допускают многочасовых смен работников на своих фабриках, или покупаете вещи, сделанные вручную, поддерживая таким образом местные мануфактуры и локальное производство.
Вы покупаете винтажные вещи
Если вы приобретаете вещи на благотворительных распродажах, в секонд-хендах, на блошиных рынках и в шоурумах с винтажными аксессуарами, давая им вторую жизнь,— вы на правильном пути. Для удобства осознанного потребителя есть специализированные магазины, группы в социальных сетях и даже приложения.
Вы пользуетесь сервисами аренды одежды
Сервис аренды — отличный выбор не только для экологии, но и для кошелька. Здесь можно найти наряд на любой бюджет и для любого случая.
Вы сдаете вещи на переработку
Производители стремятся сократить количество отходов текстиля и предлагают приносить ненужные вещи в магазин для последующей переработки, при этом дают скидку на покупку новых. Так, например, делают в H&M, в сети «Рандеву» и других компаниях.
Вы относите вещи на ремонт
Устойчивая мода подразумевает, что из одной вещи можно выжать максимум, прежде чем отправить ее на переработку. Большинство вещей можно отремонтировать вместо того, чтобы заменить их новыми.
Вы покупаете вещи с экомаркировкой
Если увидите одну из таких этикеток — знайте, что за каждым ярлычком стоит сертификат соответствия экостандартам.
Люкс и масс-маркет в борьбе за осознанное потребление
Модные дома стремятся поддерживать тренд на ответственное потребление, еще и инвестируя в экостартапы. Например, Chanel вложила средства в стартап Evolved by Nature, который занимается исследованиями способов замены химикатов натуральными компонентами. Но масс-маркет тоже не отстает: fast-fashion бренды стараются исправить ущерб, который нанесли экологии.
Флагманом одежды из переработанных материалов выступает шведский бренд H&M, выпуская капсульные коллекции, созданные из переработанных материалов.
Компания Inditex, владеющая брендами Zara, Zara Home, Oysho, Uterque, Pull & Bear, Bershka и Stradivarius, запустила инициативу Join Life. Проект включает в себя: оптимизацию процессов логистики, открытие экологически эффективных магазинов, использование упаковки из переработанных материалов, программу сбора использованной одежды.
Известный испанский масс-маркет бренд Mango уже не первый год выпускает линию Committed из переработанных материалов.
Mango работает над программой Take Action, объединяющей инициативы по развитию бизнес-модели, соответствующей принципам бережного отношения к окружающей среде и ответственного производства. Бренд также начал работу с фондом Better Cotton Initiative с целью дальнейшего увеличения использования органического хлопка и продвижения ответственного производства волокон по всему миру.